СЕГОДНЯ, 04 ОКТЯБРЯ Фонд «Право Матери» в Первом Кассационном суде общей юрисдикции (г. Саратов) поставил точку в череде судебных обжалований Росгвардией справедливых судебных решений, вынесенных по иску фонда о компенсации морального вреда за гибель в армии срочника Ивана Муравьева в пользу его мамы Нины Захаровой.
Иван Муравьев (1998 г. р.) был призван в армию из Тверской области в ноябре 2017 года. Сначала служил в учебной части, там был условиями службы доволен, ни на что не жаловался. Через полгода, после учебной части, Иван попал в свою «основную» в/ч. Он был зачислен в списки личного состава 23 мая 2018 года, а уже через месяц – 25 июня 2018 года был обнаружен в туалете казарменного расположения в петле, изготовленной из брючного ремня, закрепленной на перекладине туалетной кабинки. В неотправленных смс-сообщениях был обнаружен текст, который психолого-психиатрическая экспертиза назвала предсмертной запиской Ивана Муравьева: « В этом виноват от части А. Он подействовал на меня морально и психически, запугал». Следствие, а затем и суд, установили, что до самоубийства Ивана Муравьева действительно довели неуставные отношения со стороны сержанта А. Он наносил Ване удары по голове, унижал, заставляя петь ему песни, приседать и отжиматься в противогазе, наносил удары штык-ножом…
Дело о гибели в армии Вани Муравьева превратилось в самый длительный уголовный судебный процесс фонда «Право Матери» 2020 года: будучи официальными представителями потерпевшей, только по одному этому делу мы съездили в 12 командировок, участвовали в 33 судебных слушаниях, дважды прошли по две судебные инстанции по кругу, чтобы добиться справедливости, и достигли своей цели.
27 февраля 2020 г. приговором Пятигорского гарнизонного военного суда А. был признан виновным в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия, однако, не желая отвечать за свои преступные деяния, с помощью платного адвоката обжаловал этот приговор 28 мая 2020 года в апелляционной инстанции. Дело было направлено на новое разбирательство в суд первой инстанции, которое Фонд «Право Матери» снова выиграл: Пятигорский гарнизонный военный суд 11 августа 2020 года снова признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и назначил наказание в виде 4 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с лишением права на 1 год занимать должности в органах государственной власти или местного самоуправления. А. не мог смириться с тем, что за содеянное ему придется отвечать по всей строгости закона и второй раз обратился в апелляционную инстанцию. Однако 02 октября 2020 года мы снова отстояли обвинительный приговор: Южный окружной военный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу адвоката А. – без удовлетворения. Таким образом, приговор вступил в законную силу.
После стольких кругов судебных баталий юристы фонда, выигравшие сложное дело, конечно, чувствуют удовлетворение от качественно выполненной работы, от того, что в конкретном деле можно говорить о торжестве справедливости. Совершенно иная ситуация у родных погибшего. Несмотря на то, что юристы фонда всячески оберегают родных от нервотрепки и бесконечных перелетов, беря всё на себя, - мысли о случившемся лишают родителей последних сил. Но ведь дело в широком смысле этого слова, еще не доведено до логического конца: помимо непосредственно виновного сержанта есть те, кто способствовал совершению преступления, кто закрывал глаза, не принимал мер по недопущению «дедовщины» в части – и они тоже должны ответить за свою часть вреда, причиненного несчастным родителям: частным постановлением Пятигорского гарнизонного военного суда было установлено, что совершению преступления предшествовала, помимо личной недисциплинированности самого А., ненадлежащая работа командования батальона и роты войсковой части, в которой проходил военную службу осужденный, по организации и проведению правового обучения и воспитанию личного состава.
…Итак, собравшись с силами, Нина Захарова снова обратилась в Фонд «Право Матери» с просьбой наказать оставшихся виновных в гибели сына, используя механизм гражданской компенсации морального вреда. Фонд «Право Матери» подал в интересах матери погибшего иск в суд (иск составлен главным юристом-аналитиком Фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой) и выиграл дело (Красногорский городской суд 21 октября 2021 года присудил матери с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации три миллиона рублей). Не желая сразу исполнять решение суда (хотя это единственно верное решение с нашей точки зрения в отношении семей погибших солдат), Росгвардия направила в суд 2-й инстанции свою апелляционную жалобу, а мы – возражения на нее. И снова – ответчик проиграл, фонд «Право Матери» - выиграл: 22 июня 2022 года Московский областной суд утвердил решение суда первой инстанции, после чего оно вступило в законную силу и подлежало исполнению.
Однако и тут – вместо того, чтобы уже выплатить матери полагающуюся ей компенсацию - Росгвардия выбрала путь затягивания и подала кассационную жалобу. Что характерно, Первый Кассационный суд общей юрисдикции 01 августа 2022 года отказал Росгвардии в приостановке исполнения решения, но это ни на что не повлияло: деньги Нине Захаровой до сего дня так и не были выплачены.
Интересы матери погибшего сегодня в Первом Кассационном суде общей юрисдикции (г. Саратов) представляла юрист фонда "Право Матери" Александра Богданова. Ответчик же, из-за которого тратилось время всех присутствовавших, в заседание по собственной жалобе опять (как было и в апелляции) явиться не соизволил.
В очередной шаблонной жалобе, которую были вынуждены обсуждать собравшиеся, Росгвардия не сообщила ничего нового, туда были скопированы все те же самые доводы, оценку которым уже дали два предыдущих суда. Мол, мать погибшего получила страховку, хотя меры социального обеспечения и страховые выплаты к теме компенсации морального вреда никакого отношения не имеют. Также Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, по сути, в третий раз попыталась оспорить вступивший в силу приговор, что юридически также выглядит очень непрофессионально.
Юрист Фонда «Право Матери» Александра Богданова просила суд оставить решение Красногорского городского суда и апелляционное определение Московского областного суда - без изменения, а кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Судебная коллегия Первого Кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующей Натальи Макаровой, судьи-докладчика Веры Вишневской и Галины Матросовой, полностью поддержала позицию фонда «Право Матери». Таким образом, решение незамедлительно должно быть исполнено.
Вся квалифицированная юридическая помощь, оказываемая Фондом «Право Матери» членам семей погибших военнослужащих, абсолютно бесплатна для них – мы не берем с семьи ни фиксированной платы, ни «процентов от выигрыша», ничего. Наша цель – восстановление справедливости и забота о семьях погибших.
* * *
Проект “ Клиентоцентричность как залог повышения уровня социальной защиты и доступа к правосудию родителей и вдов погибших российских военнослужащих в условиях цифровизации и пандемии” реализуется фондом "Право Матери" с 01 февраля 2022 г. с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Однако, чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.
Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или на нашем сайте: https://mright.hro.org/help
Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.
Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.