Фонд "Право Матери" создан в 1993 году родителями, потерявшими своих сыновей в армии. Поддерживает пожилых одиноких матерей и вдов, переживших утрату близких в Афганистане, Чечне и обычных частях. Не бросайте своих!

 
Дело о бляхах
Пресс-релиз №: 
43/1379
от: 
23/06/2011

СЕГОДНЯ, 23 июня Кяхтинский гарнизонный военный суд начал рассматривать уголовное дело по факту гибели в армии Дмитрия Дедюхина (1992 г. р.), в котором фонд "Право Матери" представляет интересы семьи погибшего. Он был призван в армию 9 ноября 2010 года из Свердловской области, попал служить в в/ч 69647 в п. Кяхта Рес. Бурятия. 30 января 2011 года Дмитрий погиб. Его близким сообщили, что это - «самоубийство». Но потом выяснилось, что до петли Дмитрия довели преступные действия его сослуживца Раяна Кусюкбаева. Сейчас Кусюкбаев обвиняется по ч. 3 ст. 335 УК РФ (неуставные отношения, повлекшие тяжкие последствия).

До призыва Дмитрий особым здоровьем не отличался. С 15 лет у него случались приступы, связанные с повышением артериального давления, - до 150/110 - 190/100 мм рт. ст. В связи с этими приступами ему часто вызывали «скорую». Тем не менее, призывная комиссия Диму признала годным к военной службе. Его отец Дедюхин Александр Павлович - слабослышащий инвалид (наши юристы могли консультировать его по телефону только через 16-летнюю сестру погибшего Вику). Дмитрий, попав на военную службу, периодически был вынужден просить сестру выслать ему денег, и Вика отправляла ему переводы со своей стипендии. Гибель Дмитрия для Дедюхиных стала катастрофой: Дима мог бы стать главной опорой для своих отца-инвалида и несовершеннолетней сестры, но армия отняла у Дедюхиных эту надежду на лучшую жизнь.

Дмитрий попал на службу в медицинскую роту на должность водителя, хотя у него было не очень хорошее зрение. В роте существовала неформальная традиция «наставничества», когда «новичка» закрепляли за старослужащим, который должен был «приглядывать» за ним. Фактически это - завуалированная «дедовщина», поощряемая официально. Вероятнее всего, непосредственным командирам лень было самостоятельно заниматься подчиненными им солдатами и они перекладывали свои обязанности на плечи старослужащих, каждый из которых понимал процесс «наставления» молодежи по-своему. По крайней мере, Дмитрию Дедюхину не повезло - в качестве «наставника» ему достался ранее судимый Раян Кусюкбаев.

Из материалов дела: «В один из дней в период с декабря 2010 года по январь 2011 года старшиной медицинской роты старшим сержантом контрактной службы в/ч 69647 Ковалевым А. В. устным указанием Кусюкбаев Р. Р. был закреплен наставником за рядовым Дедюхиным Д. А.». Для того, чтобы дать характеристику Кусюкбаеву, достаточно сказать, что еще до призыва в армию он поучаствовал в грабеже, совершенном группой лиц по предварительному сговору, а попросту вместе с подельником напал на слабую женщину. Ударив женщину, они отняли у нее сумочку, за что и получили судимость. Получив в свое распоряжение Дмитрия Дедюхина, Кусюкбаев принялся «воспитывать его», не жалея оскорбительных высказываний и оплеух.

Из материалов дела: «В период с 8 по 29 января 2011 года, Кусюкбаев Р. Р. (...) с целью показать свое мнимое превосходство над Дедюхиным Д. А., сломить его волю, подчинить его себе и добить выполнения своих незаконных требований, а также из ложно понятых интересов службы, в присутствии других сослуживцев унижал честь и достоинство Дедюхина, оскорблял последнего унизительными для него словами, выраженными в неприличной форме, противоречащей общепринятым нормам нравственности и применял к нему насилие. (...) 8 января 2011 года около 7 часов (...) Кусюкбаев нанес Дедюхину 1 удар ладонью в область затылка и 1 толчок правой рукой в область плеча, сопровождая действия оскорблениями Дедюхина унизительными для последнего словами, выраженными в неприличной форме. (...) 20 января 2011 года Кусюкбаев нанес 2 толчка в область плеча Дедюхина Д. А., сопровождая свои действия оскорблениями Дедюхина...». Так и проистекала военная служба Дмитрия Дедюхина до того момента, пока Кусюкбаев не устроил над ним «маленький суд» (как выразился сам обвиняемый в своих показаниях): 29 января 2011 года в присутствии других сослуживцев он поменял зеленую бляху на поясном ремне Дмитрия Дедюхина с зеленой на белую очищенную. Этот ритуал смены блях в войсковой части 69647 означает аналогичные ритуальные действия, производимые с человеком, пребывающим в местах лишения свободы, для того, чтобы «опустить» последнего. Вероятно, подобные порядки установились в части благодаря тому, что реальную власть там держат такие ранее судимые кусюкбаевы при полном попустительстве командования. Сам же Кусюкбаев пояснил следствию: «Ношение белой очищенной бляхи в батальонах означает пониженный статус военнослужащего, который моет туалеты, а также не имеет своего авторитета». После «маленького суда» Кусюкбаева над Дедюхиным, на следующий день 30 января 2011 года Дмитрий был обнаружен в петле.

В сегодняшнем заседании суд допросил свидетелей. Командующий медицинской ротой старший лейтенат Тебенко И. Ю., в отношении которого после гибели Дмитрия было вынесено прокурорское представление, заявил, что в связи со случившемся его увольняют с военной службы. Удивительно, но имея в подчинении всего-навсего около десяти человек, он «ничего не знал» о неуставных отношениях и понятия не имел, что существует процедура замены блях и что такая процедура означает. Когда юрист Фонда «Право Матери» Михаил Головенчик, представляющий в процессе интересы отца погибшего, задал ему вопрос, как, на его взгляд, Дмитрий Дедюхин должен был отреагировать на то, что ему поменяли бляху, Тебенко сказал: «Это унизительно, просто ни в какие рамки не лезет».

Старший сержант Ковалев А. В., тот самый, который по материалам дела, назначил Кусюкбаева «наставником» Дедюхина также подтвердил, что в части существует традиция «наставничества», но заявил, что официально Кусюкбаева в наставники не назначал, что все это «неофициально». (То есть это - дедовщина. Ну, мы так и поняли. - прим.)

Младший сержант Коломин Р. В. заявил, что белая бляха для военнослужащего означает унижение, оскорбляет его, и Дедюхин был обижен и расстроен после того, как Кусюкбаев поменял ему бляху и говорил, что все равно не будет носить ремень с белой бляхой. Кроме того, Коломин подтвердил, что Кусюкбаев позволял себе рукоприкладство в отношении Дедюхина и унижал Дмитрия оскорбительными словами.

Далее суд огласил показания свидетелей: Магомедова, Иванова, Мусякаева, Петухова. Все они в том же ключе: Кусюкбаев применял к Дедюхину насилие, оскорблял его и в конечном итоге «опустил». (Из показаний, например, Петухова: «На мой взгляд, причиной совершения суицида Дедюхиным явилось то, что за день до того, т. е. 29 января 2011 года в вечернее время рядовой Кусюкбаев «опустил» рядового Дедюхина в присутствии других сослуживцев, поменяв тому бляху на ремне зеленого цвета на белую бляху»).

Следующее заседание по делу состоится 27 июня 2010 года. Начало в 11.00. Следите за пресс-релизами Фонда.