"Попустительство, граничащее с соучастием"
Пресс-релиз №: 
46/1480
от: 
30/05/2012

СЕГОДНЯ 35-й гарнизонный военный суд в г. Петропавловске-Камчатском продолжал рассмотрение уголовного дела по факту гибели 28 апреля 2011 г. матроса в/ч 09762 Сергея Худорошко (1992 г. р.), призванного на военную службу осенью 2010 г. из Новосибирской области. Интересы потерпевшей, матери погибшего, Екатерины Худорошко, представляет в процессе юрист фонда «Право Матери» Зарема Юсупова.  (О том, как началась эта история, и что происходило в первый судебный день, см. пресс-релизы фонда N 44/1478 от 28.05.12 г. и N 45/1479 от 29.05.12 г.).

СЕГОДНЯ судебное заседание началось с допроса Динара Галиаскарова, заместителя начальника береговых войск Тихоокеанского Флота, который был откомандирован в часть 09762 для выяснения обстоятельств произошедшей трагедии

Динар Ринатович рассказал, что провел свое административное расследование до начала официального следствия, лично беседовал со всеми матросами и офицерами. Выявленная Галиаскаровым картина повергает в шок.

При неформальной беседе он узнал от матросов, что они подвергались избиениям. Начмед и фельдшер регулярно подавали рапорта по результатам телесных осмотров личного состава, согласно которым у многих военнослужащих имелись телесные повреждения, однако командование никаких мер по данным рапортам не принимало.

Галиаскаров выявил, что в части был заведен такой порядок: за старослужащим закреплялся молодой солдат, и конкретно за Чамкуровым были таким образом «закреплены» двое молодых: Немеров и Худорошко. Именно с них Чамкуров вымогал деньги и всячески помыкал ими.

Динар Галиаскаров сказал, что знает со слов матери Худорошко, что та посылала сыну 1000 р., (которую получил вместо него Чамкуров), и что после звонка сына 26 апреля, несмотря на его запрет, она всё-таки послала ему еще один перевод на четыре тысяч. Он пришел в день гибели Сергея Худорошко, он их не успел получить. Эти деньги почта вернула обратно матери. Заместитель начальника береговых войск ТОФ сказал, что считает, что если бы 4000 р. пришли бы на 2 дня раньше, гибели Сергея можно было бы избежать...

Екатерина Худорошко побледнела:

- Вы считаете, что Сережу убили..?

- Я считаю, что если бы он отдал деньги, к нему бы больше не приставали. У меня были сведения, что Чамкуров за два дня до трагедии ударил Вашего сына в спортзале за то, что он не додал ему все деньги, и что пригрозил его «опустить»...

В тоже время командование части, по словам свидетеля, активно поддерживало версию, что Худорошко. повесился якобы из-за измены девушки. Командир части Яценко сказал проводящему административное расследование Галиаскарову: «чего ты, мол, «копаешь» тут, все же ясно - Худорошко повесился из-за девушки». Однако у Галиаскарова складывалось совсем иное мнение. Узнав, какую версию «проталкивает» командование, не реагировавшее на ее рапорты, фельдшер Конакова в сердцах сказала: «Что же вы делаете, одного мы вытащили из петли, другого не спасли, вам еще трупы нужны?..»

Не «поняв» намеков командования, честный офицер Галиаскаров продолжил «копать».

Он выяснил, что у матросов есть на руках пустые бланки доверенностей, но с уже поставленной печатью и подписью командира Яценко.

Также, он узнал от военнослужащих, что поборы имели место, и именно со стороны призывников из Дагестана.

За это слово, сказанное свидетелем во множественном числе, решил зацепиться адвокат подсудимого Фещенко:

- В деле есть копия Вашего административного расследования, где Вы также упоминаете о своем подозрении насчет А-ва (также призванного из Дагестана). Почему же сейчас всё обвинение предъявлено Чамкурову?

-  Первоначально я подозревал двоих: либо А-ва, либо Чамкурова. Потом получил информацию, что на почте деньги Худорошко получил Чамкуров, дали показания свидетели - и тогда у меня сложились окончательные выводы о виновном лице, каковым я считаю подсудимого.

Но адвокат не унимался:

- А вот офицер этой же в/ч Н-нов считает, что виноват А-в.

Галиаскаров:

29 апреля я называл в присутствии офицера Н-нова свою первоначальную версию, где фигурировали оба, и именно ее слышал Н-нов. А уже позже я выявил вину Чамкурова. Окончательные выводы расследования я представил командиру в\ч 30 апреля и Н-нов должен прекрасно знать об этом.

И тут выяснилось, что в материалах уголовного дела нет текста административного расследования Галиаскарова в окончательном виде.

Прокурор и юрист фонда «Право Матери» заявили ходатайство о его истребовании. Судья Роман Зачесов данное ходатайство удовлетворил.

Юрист фонда «Право Матери» задала свидетелю вопрос, какое значение имело административное расследование и какие были приняты по нему меры?

- Смысл моего расследования был в том, чтобы выявить причины, способствовавшие совершению преступления - пояснил Галиаскаров, - Механизм вымогательства денег без попустительства командования совершаться не мог. У матросов нашли пустые бланки доверенностей, но с уже стоящей печатью и подписью Яценко (командира). Это было либо попустительство, либо соучастие. В ходе расследования мною было выявлено, что во втором подразделении идет подразделение матросов на «борзых» и нет. Чамкуров сразу стал «борзым». «Борзые» не должны исполнять приказы военной службы или подчиняться кому-либо - это все рассказали матросы и некоторые офицеры.

По результатам административного расследования командиров: Яценко (в/ч), Макарова (батареи), Кошмана (отделения) привлекли к дисциплинарной ответственности и первых двух уволили с военной службы «за конкретные упущения, способствовавшие совершению преступления, невыполнение своих должностных обязанностей, либо самоустранение от их выполнения».

Затем был допрошен бывший призывник Субботин, на которого подсудимый в прошлом заседании пытался перенести предъявленное обвинение.

Суботин опроверг слова Чамкурова: на почте Субботин деньги Худорошко не получал. Субботин опроверг слова Чамкурова про его, Субботина, конфликты с кем-либо - у него их не было по его словам, ни с Чамкуровым, ни с другими. Опроверг, что он, Субботин, якобы «ломал ухо» Чамкурову.

Адвокат подсудимого:

- Как Вы думаете, за что привлекают к ответственности Чамкурова?

Субботин:

- За то, что он довел Худорошко.

Адвокат:

- Почему Вы так решили?

Субботин:

- Я неоднократно видел, что Худорошко ходил по указаниям Чамкурова на камбуз, приносил ему жареную картошку. Конкретно видел, как Худорошко заправлял за Чамкурова его, Чамкурова, постель, подшивал его воротник, чистил его ботинки. (форма старослужащих отличалась от формы молодых, поэтому было видно, что Худорошко не свою форму подшивает и не свои ботинки чистит).

Юрист фонда «Право Матери»:

- Подобные проявления дедовщины со стороны Чамкурова в отношении Сергея Худорошко носили систематический характер?

Субботин:

- Да, он это делал для Чамкурова очень часто.

Бывший призывник 1-ой батареи Котов рассказал в суде, что ему звонил Чамкуров, просил сказать на следствии и в суде, что Котов и другие тянули сотку Субботину. Но Котов отказался, потому что он сотку никому не тянул. На вопрос судьи свидетель пояснил, что «сотку тянут» по принуждению.

Допрошенный свидетель Цветков, также бывший призывник в/ч 09762, в результате тоже подтвердил наличие в подразделении традиции «тянуть сотку» и разделение всех военнослужащих на «борзых» и «дрищей». «Но я - местный, меня это не касалось», - сообщил Цветков. Охарактеризовал Чамкурова, как наглого человека, который вел себя вызывающе. И сообщил, что у него остались негативные впечатления об армии...

Наконец, в качестве свидетеля в зал суда был вызван Вадим Макаров, один из командиров различных уровней, которые были уволены с военной службы после административного расследования, проведенного замначальника береговых войск ТОФ Галиаскарова. Один из тех, «благодаря» которым у призывников остаются «негативные впечатления из армии». Если они, конечно, из этой армии вообще возвращаются...

Вадим Макаров, командир батареи, ничего не знал про неуставные отношения. Он ничего не знал про самоволки. Про пустые бланки доверенностей - не знал. Ничего не знал.

- Как можно не видеть того, что происходит у Вас под носом? - спросила у бывшего командира потерпевшая.

- А я не видел, - сказал Макаров.

Следующее заседание по делу состоится  04 июня . Следите за пресс-релизами фонда!


Вы можете помочь нам