В Нижнем Новгороде происходит нечто из ряда вон выходящее.
Военный комиссариат Нижегородской области, проигравший нам такое количество судебных дел, что мы сами сбились со счета – какому количеству семей погибших военнослужащих Фонд «Право Матери» помог в Нижнем Новгороде, решил «обвинить» вдов погибших в «хищении бюджетных средств» в форме получения пенсии по случаю потери кормильца. Впервые особенное наше внимание этот военкомат заслужил в 2008 году, когда наши юристы отстаивали права родителей погибшего Героя России Дмитрия Жидкова (см. пресс-релиз N 124/1125 от 13 ноября 2008 года). Не мог не запомниться и процесс по коллективному Нижегородскому иску 2013 года: мы отстаивали в нем интересы членов семей сразу тринадцати погибших ветеранов боевых действий, в том числе – одной из наших истиц в том иске была вдова погибшего майора Сергея Теряева, Евгения Михайловна Теряева, одна из главных героинь сегодняшней истории. От военкомата в тот процесс лично приходил начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Нижегородской области господин Разумейко, который, выступая в судебном процессе, в зале суда договорился до того, что обвинил командира боевой части в мошенничестве (см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 81/1515 от 6 декабря 2012 года). Это был единственный случай, когда итогом судебного заседания по пенсионному делу, стало (помимо нашей судебной победы по иску) наше обращение в правоохранительные органы. Из ответа на наше обращение по этому вопросу: «Принимая во внимание вышеизложенное, в действиях Разумейко формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ…» («клевета»). К уголовной ответственности господина Разумейко в тот раз не привлекли. И он остался работать в должности начальника центра социального обеспечения. Теперь – в сегодняшнем деле вдовы Теряевой – мы видим ответ за подписью господина Разумейко, в котором он сообщает вдове, что она «допустила злоупотребление», в результате которого «государству нанесен ущерб в сумме 626 тысяч 532 рубля 68 копеек»… Такова предыстория безобразного процесса нижегородских «унтер-офицерских вдов».
Фонд «Право Матери» получил обращение от вдовы ветерана боевых действий майора Сергея Теряева (1962 г. р.): Евгения Михайловна Теряева сообщила, что Военный комиссариат Нижегородской области прекратил выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа, и подал к ней иск с требованием вернуть суммы данной пенсии за несколько лет (626 тысяч рублей). На сегодняшний день это дело уже находится в суде, Фонд «Право Матери» представляет интересы вдовы погибшего, первое заседание по делу состоялось 3 марта 2016 года (ответчик не явился), следующее назначено на 5 апреля 2016 года (см. анонс судебного процесса – пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 17/1750 от 1 марта 2016 года). Позиция военкомата по делу заключается в том, что женщина-военнослужащая (а Теряева сама является военнослужащей) не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Позиция Фонда «Право Матери»: женщина-военнослужащая имеет право получать пенсию по случаю потери кормильца, соответственно – требования военкомата к Теряевой – не законны. (Особенно если учесть, что в 2013 году суд уже признал право Теряевой на пенсию по случаю потери кормильца!)
Но не успел еще пройти по существу процесс вдовы Теряевой, как на следующий же день после первого судебного заседания с участием Фонда «Право Матери», а именно – 4 марта 2016 года, против одной из свидетельниц, заявленных по пенсионному делу вдовы Теряевой, – Натальи Викторовны Семак – возбудили уголовное дело! Из-за пенсии!
Наталья Викторовна Семак – вдова погибшего 6 января 1996 года при исполнении обязанностей военной службы младшего сержанта в/ч 54262 Алексея Семака. После гибели мужа одна вырастила пятерых (!!!) дочерей (старшей девочке на момент гибели отца было 12 лет, младшей – 2 года). Сама Наталья Викторовна долгое время (с 2000 года, когда дети подросли) служила в той же мотострелковой дивизии, в которой проходил службу ее муж (в данный момент вдова погибшего уже два года как на пенсии по выслуге лет). Семак, безусловно, героическая женщина во всех смыслах этого слова. И сейчас ее хотят посадить. За то, что посмела получать пенсию по случаю потери кормильца – за погибшего мужа, на которую имеет право по закону.
Из постановления о возбуждении уголовного дела от 04 марта 2016 г. (вынесено следователем криминалистом ВСО СК России по Нижегородскому гарнизону капитаном юстиции Дружининым М.С., рассмотревшим постановление военного прокурора Нижегородского гарнизона о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовной ответственности): «В ноябре 2011 года у Семак Н. В. возник преступный умысел на противоправное хищение бюджетных средств, выплачиваемых в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в качестве пенсии по случаю потери кормильца. (…) Так, 3 ноября 2011 года Семак Н. В., будучи военнослужащей по контракту, обратилась в отдел военного комиссариата Нижегородской области по вопросу назначения ей вышеуказанной пенсии, в тот же день Семак Н. В., продолжая реализовывать свой преступный умысел, действуя из корыстной заинтересованности, заполнила заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца…»
Как мы видим из данного текста – процесс обращения за пенсией по случаю потери кормильца вдовой ветерана боевых действий назван «реализацией преступного умысла», что само по себе звучит как зловещий анекдот. В конце постановления сказано, что пенсию вдове назначили. Далее следователь постановил – «Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении военнослужащего по контракту в/части 54046 Семак Натальи Викторовны».
Статья 159 УК РФ ч. 3 – мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере. Срок наказания – до шести лет лишения свободы.
Еще раз: российское законодательство говорит, что женщина-военнослужащая имеет право получать пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа, т. к. Конституция РФ, гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… должностного положения». Эту позицию Фонд «Право Матери» уже успешно доказывал в судах РФ, включая Верховный Суд. Соответственно, и вдова Теряева, и вдова Семак, и все другие нижегородские вдовы-военнослужащие получали свои пенсии за погибших мужей на законных основаниях. Требования же Нижегородского областного военкомата к вдовам о возвращении выплаченных сумм пенсий не только незаконны, но – по нашему мнению – циничны и аморальны. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении вдовы Семак Фонд «Право Матери» также обжалует как незаконное.
* * *
Вы можете поддержать нашу работу, подписавшись на ежемесячные пожертвования Фонду «Право Матери»: https://vmeste.yandex.ru/mright-hro-org
Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.