700 тысяч рублей за гибель Артура Каримова
Пресс-релиз №: 
111/1254
от: 
24/11/2009

ФемидаНесмотря на тотальное отсутствие средств на деятельность, Фонд "Право Матери" продолжает работать в интересах семей погибших военнослужащих. Нынешний тяжелый период не заставил нас изменить взгляды на то, как должна осуществляться наша работа. Мы помогаем семьям погибших солдат бесплатно. Отсутствие средств на деятельность не заставит нас брать с них деньги за помощь, работать за проценты от выигрыша, как делают платные адвокаты. С ноября месяца сотрудники Фонда работают без оплаты, как когда-то 20 лет назад работал первый состав коллектива Фонда. Все чаще мы слышим вопрос: "А на что вы живете?" Отвечаем: мы предусмотрительно запаслись овсянкой и вареньем. Их хватит на несколько месяцев, так что быстро мы не сдадимся. Мы также собираемся написать письма в ближайшие к нашему офису кафе и ресторанчики - возможно, у них остается какая-нибудь еда и они не откажутся временно делиться с нами. Пытаемся попросить какие-нибудь льготы у Метрополитена, чтобы иметь возможность доезжать до офиса - может, получится что-то выпросить. Коммунальные платежи... С этим все плохо, копятся долги. И у сотрудников, и у Фонда.

Доезжать в суды нам помогают авиакомпании, дающие билеты бесплатно, и простые граждане - маленькие частные пожертвования, накапливаясь, позволяют выкупать самые дешевые билеты.

У Фонда, благодаря вышедшей в "Новой газете" публикации, появился новый волонтер - девушка Анна, обожающая водить машину. Она предложила нам помощь: в суды, до которых можно доехать на машине за 4-8 часов, она будет возить наших юристов бесплатно. Фонду по-прежнему нужны марки и конверты для продолжения деятельности: приходите, приносите, делитесь.

Сегодня, 24 ноября мы выиграли судебный процесс в пользу матери погибшего военнослужащего Елены Николаевны Каримовой из Оренбургской области. Полученное решение уникально тем, что гражданско-правовую ответственность понесет не только войсковая часть, в которой служили погибший и осужденный, но и войсковая часть, ответственная за сопровождение воинского эшелона.

Напомним, что Артур Каримов (1985 г. р.) был призван в армию 2 июня 2004 года, проходил военную службу в в/ч 42710 в Ростовской области. После завершения учебного курса в этой войсковой части он в составе команд военнослужащих следовал поездом по маршруту Краснодар-Владивосток. Военнослужащих везли к новым местам службы в Хабаровск. В дороге 22 ноября 2004 года Артур повесился, сделав петлю из брючного ремня. Следствие установило, что до этого шага его довели издевательства и унижения со стороны сослуживца Дмитрия Глазкова. Фонд "Право Матери" представлял интересы матери погибшего в уголовном процессе, 5 ноября 2008 года Глазков был признан виновным по ч. 3 ст. 335 УК РФ - неуставные отношения, повлекшие тяжкие последствия, и приговорен к 2,5 годам лишения свободы. Отсудившись за интересы матери погибшего в уголовном процессе, Фонд "Право Матери" заявил от имени Елены Николаевны Каримовой иск о компенсации морального вреда, нанесенного гибелью сына.

В судебном процессе юрист Фонда "Право Матери" Татьяна Сладкова изложила позицию Фонда: в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ: юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работниками при исполнении служебных (должностных) обязанностей. Данное положение относится как к Глазкову Д. А. (военнослужащему в/ч 42710), так и к лейтенанту Рыжову (военнослужащему в/ч 26381, ответственному за сопровождение военнослужащих), нарушившему ст. ст. 34, 431 Устава внутренней службы РФ. Юрист Фонда "Право Матери" напомнила, что в ходе расследования уголовного дела в связи с гибелью Артура Каримова, Военной прокуратурой Красноярского гарнизона в адрес в/ч 26381 было вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В соответствии с данным представлением, таким обстоятельством явился низкий контроль за личным составом со стороны старшего по 11 вагону сопровождавшего военнослужащих лейтенанта в/ч 26381 Рыжкова Д. В., который в нарушение ст. 34 Устава внутренней службы ВС РФ не обеспечил соблюдение подчиненными военнослужащими по призыву воинской дисциплины, неодкократно покидая расположение 11 вагона, своевременно не выявив нарушение Глазковым Д. А. Правил уставных отношений, не потребовал от Глазкова Д. А. прекращения указанных действий, что способствовало совершению данного преступления. "Статья 2 Европейской Конвенции обязывает государство защищать право на жизнь, - заявила юрист Фонда Татьяна Сладкова в своем выступлении. - В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. В силу ст. ст. 17, 18 Конституции РФ права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гибелью сына Елене Николаевне Каримовой причинены неизмеримые нравственные и физические страдания, на которые она обречена на всю оставшуюся жизнь. Сын был бы ей опорой и поддержкой, надеждой в старости. В результате непрекращающихся душевных переживаний состояние здоровья матери ухудшилось и продолжает ухудшаться. Она вынуждена была обратиться за психологической помощью, по результатам обследования у Каримовой были выявлены показатели серьезной депрессии. В связи с гибелью сына она потеряла работу". Юрист Фонда "Право Матери" попросила суд удовлетворить требования Фонда "Право Матери", взыскав в пользу матери погибшего сумму компенсации морального вреда с обеих войсковых частей солидарно.

Как хорошо, что частных пожертвований, поступивших на счет Фонда, хватило на то, чтобы выкупить билеты до Орска! Потому что отсудиться самостоятельно, выслушать то, как торгуются между собой привлеченные в процесс ответчики, никакой матери погибшего в одиночку не под силу.

Представители обеих войсковых частей в процесс не приехали, но прислали свои возражения на иск - каждая в/ч написала возражения в том смысле, что платить не желает, своей вины в случившемся не видит. Представители в/ч 42710, в которой служили погибший Каримов и осужденный Глазков, вообще дописались в своих возражениях до того, что Каримов и Глазков не являлись военнослужащими данной части (на это юрист Фонда сказала, что есть приговор суда в отношении Глазкова, который удостоверяет, что осужденный Глазков - военнослужащий в/ч 42710).

За отсутствующих в судебном заседании представителей виновных войсковых частей по своей инициативе "хлопотал" юрисконсульт военкомата г. Орска, призвавшего Каримова на военную службу, Русаловский Артем Валерьевич. Правда, речи его было странно слышать:

"Это хорошо, что истец расписал положения Европейской Конвенции. Но у нас - своя практика", - изрекает представитель военкомата и достает судебную практику о несвоевременном взыскании страховки, то есть решения никак не относящиеся к слушаемому делу. Видимо, представитель военкомата зациклен на страховых выплатах: в суде он периодически твердил, что иск Каримовой удовлетворять не нужно, потому что за гибель сына Каримовой была выплачена страховка. Мол, чего еще она хочет? По поводу же состояния здоровья матери погибшего, которое стало ухудшаться после гибели сына (что подтверждается предъявленными Фондом "Право Матери" медицинскими документами), господин Русаловский без тени сомнения изрек: "Ваше нахождение в больнице никак не связано с гибелью сына!".

Интересную позицию озвучила в суде представитель Управления Федерального Казначейства по Оренбургской области (представлявшая в заседании Минфин) Сабинина Наталья Павловна. Она сказала: "Случай трагичный. Но для доказательства вины госорганов такого случая мало. Приговор был вынесен в отношении Глазкова, а не госорганов. Вот и иск должен быть предъявлен к Глазкову". Юрист Фонда "Право Матери" на это возразила, что ответственность бывает не только уголовная, но и гражданско-правовая. Мы и пришли в суд для того, чтобы в данном процессе определить вину и степень ответственности войсковых частей. Справедливости ради, отметим, что госпожа Сабинина откорректировала свою позицию к концу заседания. После выступления прокурора Беловой (прокурор поддержала наши требования, попросив удовлетворить иск частично, взыскав солидарно с ответчиков 500 тысяч рублей), представляющая Минфин госпожа Сабинина согласилась с позицией прокуратуры, однако попросила суд учесть - "страдает бюджет страны!".

После совещания, судья Гук Наталья Алексеевна (она очень внимательно отнеслась к процессу, материалы дела были исследованы судом наиподробнейшим образом) вынесла решение, взыскав с ответчиков - в/ч 42710 и в/ч 26381 - солидарно 700 тысяч рублей в пользу Елены Николаевны Каримовой в качестве компенсации морального вреда за гибель сына.

*  *  *

Мы продолжаем борьбу за выживание нашего Фонда "Право Матери". Мы не можем работать также активно, как раньше. Но мы делаем все возможное для того, чтобы, несмотря на все трудности, продолжать принимать телефонные звонки и ездить в суды в интересах родителей погибших солдат. В сегодняшних условиях без Вашей поддержки нам не обойтись.