Судебные процессы Фонда «Право Матери» в апреле 2023 г. (анонсы)
Пресс-релиз №: 
10/2240
от: 
31/03/2023

Красноярск,

Москва,

Новосибирск,

и другие

05 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» будет отстаивать в Красноярском краевом суде свою позицию по выигранному 03 ноября 2022 года в Советском районном суде г. Красноярска делу о признании права на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном родителям погибших военнослужащих, приравненных к участникам Вов, и о перерасчете этой выплаты за прошлый период. Этот иск Фонд «Право Матери» выиграл в интересах 74-летнего Николая Зубарева - отца погибшего в Чечне срочника.

Владимир Зубарев был средним из трех братьев, которые крепко дружили с детства, вместе ходили покорять Саяны, и не только сами совершали восхождения, но, зачастую, выступали в роли спасателей, вызволяя из беды зазевавшихся туристов… Его призвали в армию в декабре 1993 года. «Нас готовят на убой» - успел написать он родителям. Через месяц подготовки Владимир оказался в Чечне. 19-летний Владимир Зубарев погиб 03 февраля 1995 года от «огнестрельного проникающего ранения груди с повреждением сердца и легкого». Согласно выписке из наградного листа к Указу Президента РФ: «…взвод, в котором проходил службу младший сержант Зубарев, натолкнулся на сопротивление боевиков и занял оборону… Зубарев оказался рядом с командиром взвода. Увидев приближающиеся разрывы мин, успел прикрыть командира, при этом получив смертельное ранение…». Посмертно Володя Зубарев награжден Орденом Мужества.

28 июня 1995 г. отцу выдали удостоверение «о праве на льготы» и почти десять лет - до 1 января 2005 г. Николай Петрович пользовался ими в «натуральной» форме. А потом в России случилась «монетизация льгот». Первая реформа, вызвавшая бурный протест простых людей, об этом много писали тогда в прессе. И, как и другим, вместо натуральных льгот Зубареву назначили «ежемесячную денежную выплату».

Только обратившись в 2021 году в фонд «Право Матери», Николай Зубарев получил подробную консультацию о своих настоящих правах, и обратился в Управление пенсионного фонда по своему месту жительства о перерасчете ЕДВ, однако получил отказ, потому что его 19-летний сын погиб на пару недель позже, чем «нужно», по мнению Пенсионного Фонда, который по дате 16 января 1995 года проводит разделение льготников на тех, кто получает ЕДВ повыше или пониже. В результате для наших подопечных, таких как папа Зубарев, «монетизированные» потери накопились с 2005 года в сумму более 350 тысяч рублей! Отметим также, что никаких «миллионных» страховок за гибель своих сыновей в «первой Чеченской войне» никто из их родных не получал – законов, предусмотревших достойные размеры выплат, тогда просто не существовало.

Совершенно очевидно, что никакого «разделения» по датам погибших на одной и той же войне (а ее единый период четко обозначен в Федеральном законе «О ветеранах») быть не должно. Любая дата с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. попадает в один и тот же отрезок боевых действий одного и того же «вооруженного конфликта».

Получив присланные отцом погибшего ветерана документы и циничный отказ, фонд «Право Матери» начал готовить исковое заявление, собирать необходимые документы. Главный юрист-аналитик Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова (готовившая иск), провела огромную подготовительную работу, после чего, в ноябре 2021 года, иск был направлен в Советский районный суд г. Красноярска. Однако суд, вместо того, чтобы приступить к рассмотрению дела, попытался его «отфутболить». Судья вынесла определение о возвращении нашего искового заявления, указав, что его якобы следует предъявить по месту нахождения обособленного подразделения (клиентской службы) ГУ-Отделения Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске.

Фонд «Право Матери» не ошибается с подсудностью: ведь согласно выписке из ЕГРЮЛ, УПФР в г. Минусинске 1 октября 2021 г. прекратило деятельность в связи с присоединением к указанному в иске ответчику - ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, которое является единственным юридическим лицом в структуре Пенсионного фонда РФ на территории Красноярского края. Согласно ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ истец может предъявить исковое заявление в суд по адресу нахождения филиала или представительства юридического лица, однако данная подсудность определяется выбором истца. Истец выбрал подсудность по месту нахождения юридического лица, такое право предоставлено ему Гражданским процессуальным кодексом РФ. Никто, в том числе судья, не имеет права вмешиваться в этот выбор. Нам пришлось пройти судебное обжалование в Красноярском областном суде 07 февраля 2022 года, а затем еще и в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции 15 июня 2022 года, чтобы доказать свою правоту и добиться принятия судьей дела к рассмотрению. По существу дело начало рассматриваться лишь спустя год: с 04 октября 2022 года! И дело фонд «Право Матери» выиграл!

Бессовестный ответчик не постеснялся подать апелляционную жалобу на справедливое решение в пользу отца ветерана боевых действий. Интересы Николая Зубарева представляет юрист фонда "Право Матери" Надежда Кузина. Начало заседания в 10-30. =


06 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» продолжит работать в Тверском районном суде г.Москвы по административному иску, поданному фондом в интересах несчастной матери призывника, ставшего еще в 2011 в своей в/ч жертвой «дедовщины». Парадокс этого дела состоит в том, что, оказывая Екатерине Худорошко из Новосибирской области, бесплатную юридическую помощь 12 лет подряд, мы, в результате, добились для нее побед по всем «фронтам», но из-за изменений «международной обстановки» в 2022 году, вновь вынуждены обращаться в суд – с требованиями, которые неюридическим языком можно сформулировать совсем просто: «Имейте совесть – выплатите маме присужденную компенсацию!».

Сначала, в 2012 году в уголовном процессе, мы доказали, что срочник Сергей Худорошко подвергался неуставным отношениям и вымогательству денег со стороны старослужащего Ч., который был осужден по ч.3 ст. 335 и п. «в» ч.2 ст. 163 Уголовного Кодекса РФ; в 2013 году приговор, после нескольких «кругов» обжалований всеми сторонами, вступил в законную силу.

Подчеркнем, что в ходе слушания один из свидетелей, проводивший административное расследование по делу показал, что получение денежных переводов за других военнослужащих облегчалось тем, что надлежащий контроль за получением денежных средств в в/ч организован не был. Надлежащая воспитательная работа и контроль за личным составом срочной службы командованием организованы не были. Медицинским работником части были выявлены факты массового наличия у военнослужащих телесных повреждений, однако командование в/ч никаких разбирательств по данным фактам не провело. Гибель срочника стала следствием не только действий Ч., но и бездействия командования, за которое юридическую, гражданско-правовую ответственность несет ведомство-работодатель - Минобороны РФ.

Однако заявленный нами иск о компенсации матери морального вреда, удовлетворен тогда не был под абсолютно надуманным, циничным и незаконным предлогом. Мы прошли все «ступеньки» обжалования незаконного отказа в Российской Федерации, на одном из промежуточных этапов (в 2014 году) даже получили поддержку от Верховного Суда РФ, который, увы, не принял самостоятельно положительного решения, а вернул дело на рассмотрение в нижестоящие инстанции, а те – наплевав на ВС РФ, снова, ничтоже сумняшеся, оказали матери.

Мы не успокоились. Мы ведь, хоть и не делаем громких заявлений, что «своих не бросаем», но именно так и действуем все 33 года нашей работы: все обратившиеся в фонд родители становятся «нашими» и за них, «своих», мы боремся до конца. В декабре 2013 года фонд «Право Матери» в интересах Екатерины Худорошко обратился в Европейский суд по правам человека.

При этом мы всегда говорили и писали, что обращение в ЕСПЧ никогда не являлось для фонда самоцелью, мы никогда не делали этого ради «красивой фразы в отчете» - это всегда была абсолютно вынужденная мера, если никто в российских судах не внял духу закона, не услышал голос жертвы и его матери. Мы - буквально - умоляли все российские судебные инстанции не вынуждать нас «идти» в ЕСПЧ. Но нет. Ну, нет, так нет. Мы своих не бросаем. Жалоба, составленная главным юристом фонда Татьяной Сладковой была признана приемлемой, в 2017 году по ней прошла положенная коммуникация, и 18 января 2022 года Европейский суд по правам человека признал, что по делу Худорошко имели место нарушения ст. 2 и ст. 13 Конвенции (право на жизнь и право на эффективное средство правовой защиты). Российскую Федерацию обязали выплатить матери 26 тысяч евро компенсации морального вреда. Казалось, справедливость, наконец, восторжествовала. Дело успешно окончено…

А чуть больше чем через месяц началась специальная военная операция, за которой последовали различные обоюдные санкции и реакции на них. Россия была исключена из Совета Европы.

Екатерина Худорошко обратилась в Генеральную прокуратуру РФ (она исполняет решения ЕСПЧ) с заявлением об исполнении решения. 15 мая 2022 г. из Генеральной прокуратуры был получен ответ, согласно которому ее обращение рассмотрено, «выплата компенсации будет организована в установленном порядке, согласно представленным реквизитам». Однако фактически решение не исполнялось, хотя на момент этого ответа уже месяц, как вступило в силу.

Еще почти через месяц - 11 июня 2022 года - Российская Федерация приняла Федеральный Закон № 183 о том, что не будет исполнять решения ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 г.

В октябре 2022 года так и не дождавшись от Российской Федерации компенсации за гибель сына и нарушения своих прав, Екатерина вновь написала в Генеральную Прокуратуру, которая теперь сообщила ей, что ничего исполнять не будет.

Мы не согласны с тем, что «крайней» в этой истории должна стать Екатерина Худорошко. Хватит с нее смерти сына и 12-летнего ожидания – из-за того, что высокие инстанции, как злостный алиментщик, уклонялись от выплаты ей компенсации морального вреда. Фонд «Право Матери» обратился в ее интересах в суд с административным иском к Генеральной Прокуратуре России. Почему? Вы уже знаете ответ на этот вопрос: потому что мы своих не бросаем.

Интересы матери погибшего представляет юрист фонда "Право Матери" Александра Богданова. Начало заседания в 15-00. =


18 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» будет отстаивать в Новосибирском областном суде свою позицию по выигранному 03 ноября 2022 года в Центральном районном суде г. Новосибирска иску о компенсации морального вреда в связи с незаконным призывом на военную службу, нарушением права на охрану здоровья, в интересах родителей умершего военнослужащего Елены и Юрия Потаповых.

Их сын Михаил Потапов был призван в армию, несмотря на то, что страдал серьезным сердечным заболеванием (так называемое «бычье сердце», при такой патологии человек не переносит физических нагрузок). Прослужить в армии он смог чуть больше месяца - после утренней зарядки и бега, в присутствии сослуживцев, Михаил потерял сознание и умер. Согласно медицинскому заключению, смерть Михаила наступила в результате имеющегося у него заболевания.

В ходе проверки, проведенной по факту гибели военнослужащего Потапова, было установлено, что признаки указанного заболевания были выявлены еще за год до призыва, но перед проведением призывной комиссии Михаила не включили в списки юношей, состоящих на диспансерном учете в поликлинике. Также во время призывной комиссии неустановленное следствием лицо исправило категорию годности в личном деле Потапова с «Б» на «А».

Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона в адрес военного комиссариата Новосибирской области было вынесено представление «Об устранении нарушений закона»: председатель военно-врачебной комиссии Ш. и врач-терапевт К. привлечены к ответственности.

Фонд «Право Матери» подал в интересах родителей умершего иск о компенсации морального вреда (иск составлен главным юристом-аналитиком фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой), рассмотрение которого тянулось в Центральном районном суде г. Новосибирска почти год: с 1 марта 2022 года до 3 ноября 2022 года, когда, наконец, он был удовлетворен. Однако присужденную с медиков сумму компенсации морального вреда мы считаем несоразмерной страданиям родителей и причиненному им вреду, в этой части мы решение обжалуем.

Апелляционная инстанция будет рассматривать, таким образом, две жалобы: ответчиков, которым смерть молодого парня «по барабану», и нашу, поданную в защиту его несчастных родителей. Интересы матери погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Начало в 12-00.


20 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» будет отстаивать свою позицию по выигранному 09 ноября 2022 года в Московском городском суде делу в интересах сына погибшего военнослужащего Родиона Дугина.

Отец Родиона, ветеран боевых действий, майор Александр Дугин умер 22 июня 2009 года на территории Чеченской республики. Его смерть является смертью при исполнении обязанностей военной службы. Родиону на тот момент было 5 лет. Из письма врио командира войсковой части: «…майор Дугин Александр Александрович… регулярно выполнял боевые задачи,.. участвовал в специальных мероприятиях…».

ГУ МВД России по Московской области отказало сыну погибшего в ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), а также в выплатах на проведение оздоровительного отдыха (за период с 2011 по 2020 годы). Фонд «Право Матери» подал иск в суд. Однако, не до конца разобравшись в вопросе, Тверской районный суд г.Москвы 25 мая 2022 г., признав незаконным отказ ГУ МВД России по г. Москве от 08.04.2021 г., сократил период выплаты ЕДК на 9 лет, а в признании права истца права на выплату на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих с 2011 г. и вовсе отказал, в противоречие с практикой Верховного Суда РФ.

Разумеется, фонд «Право Матери» подал апелляционную жалобу в Мосгорсуд и 09 ноября 2022 года выиграл дело полностью, отсудив сыну погибшего ветерана боевых действий более миллиона рублей.

ГУ МВД России по Московской области не постеснялось подать на справедливое решение свою кассационную жалобу, не имеющую перспектив, т.к. никаких процессуальных нарушений судами 1-й и 2-й инсанций допущено не было. Интересы сына погибшего ветерана представляет юрист Фонда «Право Матери» Александра Богданова. Начало заседания в 14-20. =


27 АПРЕЛЯ Фонд «Право Матери» работает в кассационной инстанции Второго кассационного суда общей юрисдикции (г.Москва), чтобы отменить незаконное и несправедливое решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 29 июня 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 02 ноября 2022 года по иску о признании права на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном родителям погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОв и о перерасчете этой выплаты за прошлый период, а также – об установлении истинной даты гибели ветерана боевых действий.

Иск Фонд «Право Матери» подал от имени 64-летней матери погибшего срочника Татьяны Амонской. Ее сын, Алексей Амонский проходил военную службу по призыву с 19 декабря 1993 года. В армию он попал после окончания училища, где учился на автослесаря. 19-летний Алексей погиб в январе 1995 года от «огнестрельного пулевого ранения живота». Посмертно сержант Амонский награжден Орденом Мужества.

Суть иска в том, чтобы прекратить дискриминацию внутри одной и той же категории льготников - родителей, чьи сыновья погибли «в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике» - в зависимости от даты гибели военнослужащего (до 16 января 1995 г. или после), в то время, когда любая дата их гибели находится в одном и том же, узаконенном в ФЗ «О ветеранах», периоде.

Кроме того, в случае Амонской, утверждение Пенсионного Фонда о том, что ее мальчик погиб 16 января не соответствует действительности: Леша получил смертельное ранение в ходе штурма Дома Правительства Чеченской Республики и здания КГБ в г.Грозный 14 января 1995 г. - фонд собрал массу архивных документов, представленных в суд первой инстанции, и просил установить дату гибели Алексея – 14.01.1995 г. Однако, предыдущие суды подошли к делу поверхностно, попросту проигнорировав исторические факты.

Отметим также, что семьи погибших в Чечне никогда никаких «миллионных выплат» за своих родных не получали – законов, предусмотревших достойные размеры страховок, тогда просто не существовало, - и сегодня разница в ЕДВ в несколько тысяч рублей – имеет для них финансовое значение, но никак не может причинить никакого ущерба бюджету страны.

Фонд «Право Матери» направил кассационную жалобу во Второй кассационный суд общей юрисдикции. Первое заседание по делу прошло в КСОЮ 28 марта 2023 г. Интересы матери погибшего ветерана боевых действий представляет юрист фонда "Право Матери" Надежда Кузина. Начало заседания в 11-00.


Следите за пресс-релизами фонда "Право Матери"! £

*    *    *


Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.

Подписывайтесь на пожертвования в пользу Фонда:

Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.

Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.