Судебные процессы фонда "Право Матери" в ноябре (анонсы)
Пресс-релиз №: 
62/2108
от: 
30/10/2020
  • Владивосток (1),
  • Владикавказ (1),
  • Москва (3),
  • Нальчик (1),
  • Саратов (1),
  • Тамбов (1),
  • Ульяновск (1),
  • Челябинск (1)
  • ...и так далее...

02 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» должен работать в Нальчикском городском суде по иску, поданному Фондом «Право Матери» от имени 71-летней матери погибшего военнослужащего Светланы Шабалиной. Ее сын старшина контрактной службы в/ч 6838 Сергей Шаталов погиб 12 сентября 2006 года при исполнении обязанностей военной службы, будучи ветераном боевых действий на территории Северо-Кавказского региона. Посмертно Сергей Шаталов был награжден Орденом Мужества. МВД по Кабардино-Балкарской Республике (это ведомство в этом году проиграло нам уже несколько аналогичных дел) отказало матери погибшего в повышении пенсии по случаю потери кормильца (на 32%), на которое у нее есть право по закону. В поисках справедливости мать погибшего обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд (иск составлен ведущим юристом Фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой). Интересы матери погибшего представляет старший юрист Фонда «Право Матери» Леонид Лагода. Начало заседания в 11.30.

В этот же день, 02 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» планирует работать в Первом кассационном суде общей юрисдикции (г. Саратов), куда ответчик направил кассационную жалобу по дважды выигранному Фондом «Право Матери» делу (частично в суде первой инстанции 7 февраля 2019 года и полностью в апелляции 18 июня 2020 года) матери погибшего военнослужащего Светланы Арчаковой. Сын Светланы Викторовны рядовой в/ч 2132 Павел Арчаков скончался после прохождения службы 11 февраля 2009 года. Павел Арчаков являлся ветераном боевых действий, 14 августа 2006 года ему было выдано соответствующее удостоверение, т.к. он принимал фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Министерство социального развития Саратовской области отказало матери погибшего в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, которые положены ей по закону. В поисках справедливости мать погибшего обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд и тот был частично удовлетворен: суд признал право матери погибшего на меры социальной поддержки с 6 сентября 2016 года и признал отказ Центра социальной защиты населения матери погибшего от 7 сентября 2016 года – незаконным. Однако в предоставлении мер социальной поддержки Светлане Викторовне было отказано и Фонд «Право Матери» успешно обжаловал решение суда первой инстанции в этой части 18 июня 2020 года – областной суд обязал ответчика предоставить матери погибшего меры социальной поддержки. Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, вместо того, чтобы исполнять решение суда, решило продлить тяжбу с матерью погибшего и обратилось в новый Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой. Интересы матери погибшего представляет ведущий юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 11.25.

05 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» будет работать в Железнодорожном районном суде Ульяновской области для 81-летней матери погибшего военнослужащего Равзы Кондратьевой по иску, поданному Фондом «Право Матери» об установлении фактической даты гибели ее сына, признании права на ежемесячную денежную выплату в размере установленном родителям погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ. Сын Равзы Абдухлаковны, гвардии лейтенант Олег Кондратьев в 1994 году окончил Челябинское высшее танковое командное училище и позже был направлен для прохождения дальнейшей службы в 68-й гвардейский танковый полк 90-й гвардейской танковой дивизии в должности командира танкового взвода. После Указа Президента Бориса Ельцина 09.12.1994 г. N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики…», Олег в составе в/ч 65349 оказался в Чечне. Установлено, что часть прибыла в г. Грозный (который тогдашний министр обороны Грачев собирался «взять» за семьдесят два часа силами одного парашютно-десантного полка) и блокировала его до 31.12.1994 г., когда была переведена к району Президентского дворца. По пути следования впереди идущая БМП-650 была подбита и лейтенант Кондратьев пересел в БМП-651, где находились: сержант Владимир Зимин (без вести пропал); рядовой Максим Жулинда (без вести пропал); механик-водитель Владимир Мохов (сгорел); рядовой Игорь Дюкин (тело найдено впоследствии в Грозном, убит); рядовой Дмитрий Чикуров (убит)… Сама БМП-651 была обнаружена 16.01.1995 г. в сгоревшем состоянии у реки Сунжа. Тогда еще был жив отец Олега, Виктор Степанович Кондратьев, он поехал на розыски сына. Ему удалось поговорить с командиром части, надежды на то, что сын смог выжить, было очень мало. Виктор Степанович и Равза Абдулхаковна постоянно ездили в 124-ю судебно-медицинскую лабораторию г. Ростова-на-Дону, в надежде опознать тело погибшего сына. Решением суда от 9 июня 1999 года Олег Кондратьев был юридически признан «безвестно отсутствующим». А 21 октября 1999 года Железнодорожный районный суд г. Ульяновска признал Олега Кондратьева «умершим» при исполнении обязанностей военной службы. В этом решении не была указана настоящая дата гибели Олега Кондратьева, и в сегодняшних условиях это лишило мать погибшего возможности получать ЕДВ в большем размере (4173 вместо 1670 рублей в месяц). На сегодняшний день в качестве ориентирующих признаков тела, установленного как тело Кондратьева О. В., указано: «без вести пропавший 31.12.1994 – старший БМП. Дата смерти лейтенанта Кондратьева О. В. – 31 декабря 1994 года «в результате боевой травмы в районе боевых действий в боевой обстановке». Причина смерти: «разрушение и обугливание тела, взрывная травма». Мы считаем, что у Равзы Абдулхаковны есть все основания получать ЕДВ в большем размере. Интересы матери погибшего представляет ведущий юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 10.30.

10 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» планирует работать в Приморском краевом суде (г. Владивосток), где будет рассматриваться апелляционная жалоба Фонда «Право Матери», поданная от имени матери погибшего солдата Оксаны Михайловой. Ее сын Николай Курасов был призван в армию 17 октября 2014 года. Сначала он проходил военную службу в учебной части N 30632 «а», затем 28 мая 2015 года был переведен в в/ч 71289 (ВДВ). Не прослужив и месяца, 22 июня 2015 года Николай Курасов погиб. Его обнаружили в петле из лямок от вещмешка. Мать погибшего Оксана Николаевна считает, что сын был убит из-за того, что отказался подчиняться старослужащим. Фонд «Право Матери» представлял интересы Оксаны Николаевны в уголовном процессе в 2016 году. Судили старослужащего той же части Багаутдинова. Судили не только за Николая Курасова, но и за экстремистский снимок полуголых военнослужащих с буквами, складывающимися в слово «ТАТАРИН» на спинах, выполненный против воли участников «фотосессии». За все про все Багаутдинов как настоящий экстремист получил два года колонии-поселения и штраф в размере 15 тысяч рублей (в пользу государства). В ходе суда стороне потерпевшей было отказано практически во всех заявленных ходатайствах (в вызове эксперта, в приобщении заключения независимого эксперта по делу), суд фактически «закрыл глаза» на исчезновение из материалов дела некоторых важных документов. Это был громкий, вопиющий и несправедливый по отношению к матери погибшего суд. Прошло четыре года. Оксана Николаевна, так много пережившая в связи с гибелью сына в армии, вынуждена опять обращаться к нам за помощью – ей отказано в мерах социальной поддержки. 26 августа 2016 года Департамент труда и социального развития Приморского края (отдел по Яковлевскому муниципальному району) выдал матери погибшего удостоверение о праве на льготы. Однако уже 17 января 2017 года этот же отдел письмом потребовал вернуть ранее выданное удостоверение в связи с тем, что сын истицы «умер» при исполнении обязанностей военной службы, а «не погиб». Что бывает крайне редко – суд первой инстанции занял позицию ответчика. 6 августа 2020 года состоялось судебное решение, которым матери погибшего в удовлетворении иска было отказано. Фонд «Право Матери» подал апелляционную жалобу, ее и рассмотрят 10 ноября. Интересы матери погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Леонид Лагода. Начало заседания в 14.20.

11 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» продолжит работать в Тверском районном суде г. Москвы по иску, поданному Фондом «Право Матери» от имени вдовы погибшего военнослужащего Марины Ладыгиной. Ее муж, сотрудник органов внутренних дел, ветеран боевых действий, Олег Ладыгин погиб 6 марта 2000 года в Чеченской Республике при исполнении обязанностей военной службы. Ранее в составе в/ч 9676, с 14 апреля 1984 года по 09 декабря 1985 года, Олег Ладыгин участвовал в боевых действиях в Афганистане, 16 декабря 1985 года ему было выдано соответствующее удостоверение. ГУ МВД России по Московской области отказало вдове погибшего в положенном по закону повышении пенсии по случаю потери кормильца (на 32%). В поисках справедливости Марина Николаевна обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд (иск составлен ведущим юристом Фонда Татьяной Сладковой). Интересы вдовы погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 12.00.

16 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» продолжит работать в Тверском районном суде г. Москвы по иску, поданному Фондом «Право Матери» для Ирины и Эльдара Имангуловых – вдовы и сына умершего 27.02.2014 года при исполнении обязанностей военной службы ветерана боевых действий в Афганистане, а также а также на территории Северо-Кавказского региона, военнослужащего войсковой части 5592 майора Ильдуса Имангулова. За доблестную службу Ильдус Имангулов был награжден медалями «За боевые заслуги», медалью Нестерова, «За отличие в службе» III, II, I степени. ГУ МВД по Московской области отказало Ирине Наиловне в назначении ежемесячной денежной компенсации (это одна из относительно новых мер социальной поддержки, она начала выплачиваться родным погибших в соответствии с законом «О денежном довольствии военнослужащих» N 306-ФЗ только с 1 января 2012 года.), Эльдару – в выплате «на проведение оздоровительного отдыха детей погибших военнослужащих…», и, наконец, третий отказ им обоим – в положенном по закону повышении пенсии по случаю потери кормильца (на 32%). В поисках справедливости Имангуловы обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд (иск составлен ведущим юристом фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой). Интересы членов семьи погибшего представляет старший юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 14.30.

В этот же день, 16 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» планирует работать в Тамбовском областном суде, где после двух отложений из-за болезни судьи, должна, наконец, быть рассмотрена частная жалоба Фонда «Право Матери» на определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 июля 2020 года о прекращении производства по делу Светланы Александровны, Елизаветы и Анастасии Букатиных по поданному нами иску о взыскании недополученным сумм пенсий по случаю потери кормильца. Владимир Букатин, подполковник милиции, старший оперуполномоченный УВД по Тамбовской области, муж Светланы, был ветераном боевых действий (воевал в Чечне). 8 декабря 2009 года он умер от пневмонии, развившейся как осложнение гриппа. На момент смерти, старшей дочери, Елизавете, было полтора года, а младшей, Анастасии - несколько дней. Несмотря на наличие у Владимира удостоверения ветерана боевых действий, УМВД России по Тамбовской области дважды отказало вдове в надбавках к пенсиям по случаю потери кормильца, которые полагаются ее несовершеннолетним дочерям. Фонд "Право матери" выиграл первый суд Букатиных 22 декабря 2017 года. Суд обязал УМВД России по Тамбовской области выплатить Букатиным задолженность за период с 12 сентября 2015 по 30 ноября 2017 года. Затем Фонд «Право Матери» подал второй иск (иск составлен ведущим юристом Фонда Татьяной Сладковой). В новом процессе Фонд хотел обратить внимание суда, что право Светланы, Елизаветы и Анастасии Букатиных на 32%-ную надбавку есть и за более ранний срок: с 1 февраля 2011 года. Однако 27 июля 2020 года судья Ленинского районного суда г. Тамбова Сорокина С. Л. вынесла определение, которым производство по делу было прекращено. Фонд «Право Матери» подал частную жалобу на это определение судьи. Интересы семьи Букатиных представляет юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Начало заседания в 10.45.

17 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» продолжит работать по новому делу в Тверском районном суде г. Москвы по иску, поданному Фондом «Право Матери» от имени вдовы погибшего военнослужащего Анны Каликиной. Ее муж Эрнест Каликин, подполковник, начальник штаба, заместитель авиационной эскадрильи в/ч 3694, ветеран боевых действий, умер 5 февраля 2008 года от заболевания (острой коронарной недостаточности) при исполнении обязанностей военной службы. ГУ МВД Московской области отказало вдове погибшего в праве на ежемесячную денежную компенсацию (ЕДК). В поисках справедливости вдова погибшего обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд. Интересы вдовы погибшего представляет ведущий юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 11.30.

В этот же день, 17 НОЯБРЯ Фонд "Право Матери" планирует работать в Центральном районном суде г. Челябинска, где будет рассматриваться иск, поданный Фондом «Право Матери» от имени вдовы погибшего военнослужащего Людмилы Авериной. Ее муж, прапорщик 135 отдельной мотострелковой бригады 58 армии СКВО Олег Аверин, ветеран боевых действий, погиб 16 февраля 1996 года при исполнении обязанностей военной службы в Чечне. Посмертно Олег Аверин был награжден Орденом Мужества. Военный комиссариат Челябинской области отказал вдове погибшего в повышении размера пенсии по случаю потери кормильца (на 32%). В поисках справедливости Людмила Анатольевна обратилась к нам. Фонд «Право Матери» направил иск в суд (иск составлен ведущим юристом Фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой). Интересы вдовы погибшего представляет юрист Фонда «Право Матери» Леонид Лагода. Начало заседания в 9.00.

24 НОЯБРЯ Фонд "Право Матери" планирует продолжить работу в Ленинском районном суде г.Владикавказа по иску Фонда «Право Матери», поданному от имени матери погибшего ветерана боевых действий Ольги Филиппской. В один день она потеряла сразу двоих детей-военнослужащих – сына и дочь. Сын Ольги Викторовны, Александр Филиппский (1981 г. р.) был военнослужащим в/ч 3718 капитаном, командиром 3 роты оперативного назначения батальона оперативного назначения части. Дочь истицы Елена Бандацкая (1974 г. р.), прапорщик в/ч 3718, фельдшер (санитарно-ветеринарного) тыла части. Александр и Елена возвращались в тот день из боевой командировки домой, машина с военнослужащими следовала по маршруту Назрань-Владикавказ и внезапно была атакована боевиками. Александр и Елена, а также еще двое российских военнослужащих погибли от множественных огнестрельных ранений. И Александр, и Елена были награждены медалью «За отвагу» (посмертно). После гибели детей, Ольга Викторовна взяла опеку над сыном дочери Никитой Бандацким (за которого Фонд «Право Матери» тоже судится), которому на момент гибели матери было семь лет. Младший внук (сын Александра Филиппского) вырос, не зная отца. Муж Ольги Викторовны, отец Александра и Елены, Анатолий Федорович Филиппский, сам имея в прошлом боевой опыт (прошел Чечню в 1998 году, был командиром полка), умер три года назад, 31 июля 2017 года на могиле у детей, у него остановилось сердце. Ему было 66 лет. Интересы матери погибших представляет юрист Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова. Начало заседания в 11.00.

*      *      *


Проект “Доступ к правосудию членов семей погибших российских военнослужащих в новых условиях судебной реформы” реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Однако, чтобы продолжать бесплатно помогать всем обращающимся в фонд семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.

Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда в своём личном кабинете Сбербанка Онлайн (инструкция: https://mright.hro.org/sber-online ) или на нашем сайте: https://mright.hro.org/help

Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.

  • Мы тратим ваши пожертвования на:
  • Технические расходы (телефон, бумага, копировальные и пр.) при подготовке к делу,
  • Самые дешевые авиа- или ж/д- билеты туда-обратно (на все заседания, сколько их будет),
  • Проживание юриста в эконом-гостинице во время суда.

Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.