Фонд «Право Матери» отстоял компенсацию в полтора миллиона рублей с Минобороны за гибель срочника
Пресс-релиз №: 
06/2236
от: 
28/02/2023

СЕГОДНЯ, 28 ФЕВРАЛЯ Фонд «Право Матери» выиграл очередное судебное дело. На этот раз юристы «Право Матери» убедили в своей правоте Московский городской суд, в котором фонд представлял интересы матери погибшего срочника Ольги Тетериной . Нашей задачей было отстоять положительное решение Пресненского районного суда г.Москвы от 3 октября 2022 г. по иску фонда о компенсации морального вреда, причиненного матери гибелью сына в армии и о признании его смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы. (Несколько лет назад мы также представляли интересы матери в уголовном деле по факту гибели ее сына в армии).

Сын Ольги, Артем Тетерин – из Забайкальского края, но призывался из Москвы, так как свое второе высшее образование получал в столице, в Национальном технологическом университете «МИСиС». Перед уходом в армию Артем записал видео, в котором сказал, что не верит в существование неуставных отношений в армии. Попав в свою в/ч, он систематически подвергался издевательствам со стороны старослужащего А. 24 октября 2016 года Артем был послан сослуживцами в магазин и не вернулся обратно. (По материалам дела, чуть позже Артема в магазин приходил А. с товарищами).

Мама и приехавшая с ней бабушка Артема, узнав от военных о «пропаже» их близкого, день за днем ходили по местности и лесу вокруг в/ч в поисках своего мальчика. Из письма Ольги Тетериной: «Холодно, идет ледяной дождь, бегу по окрестностям с надеждой, что за поворотом следующим увижу сына, найдуТа боль, то отчаяние, которые я испытала и по сей день со мной…».

Военные были очень недовольны, что мать с бабушкой ведут свои поиски. Из письма Ольги Тетериной: «…зашли в кабинет, разговор был на повышенных тонах, в раздраженной форме, нас обвиняли, что мы тут бегаем, ищем сына. Была в шоке, мягко говоря, у меня пропал сын!.. Вы его призвали, это я должна вас обвинять и требовать с вас, что произошло? Почему он пропал? Почему его нет в части? Почему такие условия в части? Кто несет ответственность за солдат? С кого спрашивать? Как ищите?..»

Тело Артема было найдено лишь пять месяцев спустя, по материалам дела – 26 марта 2017 года – в 500 метрах от КПП части (!) в петле, закрепленной за маленький сучок дерева, на границе лесопосадки и поля, где неоднократно проходили люди. У Артема было высшее образование, его ждала хорошая работа, были планы на жизнь. Несмотря на якобы пятимесячное пребывание тела в лесу, в карманах одежды, снятой с трупа, были обнаружены абсолютно чистые документы, не тронутые плесенью, как вся остальная одежда, не поврежденные ни осадками, ни птицами.

Старослужащему А. было предъявлено обвинение по ст. 116 УК РФ (побои) и ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). А. всячески пытался увиливать от ответственности, но приговором Балашихинского гарнизонного военного суда от 9 июня 2018 года был признан виновным и осужден сроком на 3 года колонии-поселения; приговор обжаловался, но был оставлен без изменения судом второй инстанции и вступил в законную силу. Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес командира в/ч за выявленные нарушения закона военнослужащими его части и непринятие своевременных мер по их пресечению.

Из письма Ольги Тетериной: «…почему кто-то может себе позволить самоутверждаться за счет другого человека, где офицеры, которые несут ответственность за солдат... И вообще-то они призываются в армию учиться защищать Родину, но никак терпеть унижения, издевательства, побои. И кто за это несет ответственность? Кто за это ответит?…».

Уголовный процесс дался матери очень нелегко, хотя мы всячески стараемся ограждать родных погибших, речь идет об их погибшем ребенке, такую боль не уменьшить, не заглушить…. В 2019 году скончалась бабушка Артема, потом случился ковид…

…Ольге Валерьевне потребовалось время, чтобы, собравшись с силами, снова обратиться в Фонд «Право Матери». Со своей стороны фонд не мог оставить нерешенной ситуацию, при которой трагическая смерть Артема была ничтоже сумняшеся квалифицирована командиром в/ч как якобы «не связанная с исполнением обязанностей военной службы».

Фонд «Право Матери» подал от имени матери погибшего иск в суд (иск составлен ведущим юристом Фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой) и выиграл дело: суд взыскал с Министерства Обороны Российской Федерации компенсацию морального вреда в пользу Ольги Тетериной в размере 1,5 (полутора) миллионов рублей, признал смерть Артема Тетерина наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и постановил обязать командира части внести соответствующие изменения в приказ об исключении Тетерина из списков состава в/ч.

Однако, Министерство Обороны не постеснялось подать на справедливое решение свою апелляционную жалобу. После трехмесячного нахождения жалобы "в очереди", 28 февраля 2023 года, она, наконец, была рассмотрена судом второй инстанции.

Интересы матери погибшего представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Она обратила внимание судебной коллегии на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.

Заслушав позиции сторон, изучив материалы дела. после совещания, Московский городской суд определил: оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения. Таким образом, решение Пресненского районного суда г.Москвы от 3 октября 2022 г. вступило в силу и должно быть исполнено.

Помимо единовременной выплаты в полтора миллиона, благодаря изменению формулировки гибели Артема, спустя более 6 лет после гибели сына, мать, наконец-то сможет получить положенные ей меры соцподдержки и другие выплаты, в которых ей ранее отказывали.

Вся квалифицированная юридическая помощь, оказываемая Фондом «Право Матери» членам семей погибших военнослужащих, абсолютно бесплатна для них – мы не берем с семьи ни фиксированной платы, ни «процентов от выигрыша», ничего. Наша цель – восстановление справедливости и защита законных прав наших подопечных. 

*     *     *


Чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.

Подписывайтесь на пожертвования в пользу Фонда:

Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.

Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.