СЕГОДНЯ, 03 НОЯБРЯ Фонд «Право Матери» убедил в своей правоте Советский районный суд г. Красноярска, куда фонд обратился с иском о признании права на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере, установленном родителям погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОв и о перерасчете этой выплаты за прошлый период. Этот иск Фонд «Право Матери» подал еще в ноябре 2021 года в интересах 74-летнего Николая Зубарева - отца погибшего в Чечне срочника...
…Владимир Зубарев был средним из трех братьев, которые крепко дружили с детства, вместе ходили покорять Саяны, и не только сами совершали восхождения, но, зачастую, выступали в роли спасателей, вызволяя из беды зазевавшихся туристов… Его призвали в армию в декабре 1993 года. «Нас готовят на убой» - успел написать он родителям. Через месяц подготовки Владимир оказался в Чечне. 19-летний Владимир Зубарев погиб 03 февраля 1995 года от «огнестрельного проникающего ранения груди с повреждением сердца и легкого». Согласно выписке из наградного листа к Указу Президента РФ: «…взвод, в котором проходил службу младший сержант Зубарев натолкнулся на сопротивление боевиков и занял оборону… Зубарев оказался рядом с командиром взвода. Увидев приближающиеся разрывы мин, успел прикрыть командира, при этом получив смертельное ранение…». Посмертно Володя Зубарев награжден Орденом Мужества.
28 июня 1995 г. отцу выдали удостоверение «о праве на льготы» и почти десять лет - до 1 января 2005 г. Николай Петрович пользовался ими в «натуральной» форме. А потом в России случилась «монетизация льгот». Первая реформа, вызвавшая бурный протест простых людей, об этом много писали тогда в прессе. И, как и другим, вместо натуральных льгот Зубареву назначили «ежемесячную денежную выплату».
Льготников, подпадающих под действие федерального закона «О ветеранах» поделили на категории. Николая Петровича и таких же как он отнесли к категории «060» вместо «064». Из-за этих трех цифр отец погибшего срочника ежемесячно теряет деньги: вместо 4746 рублей (на момент рассмотрения дела) получает 1899 рублей в месяц. Для огромного числа людей в России это значимая разница.
В результате, для наших подопечных, таких как папа Зубарев, «монетизированные» потери накопились с 2005 года в сумму более 350 тысяч рублей! Отметим также, что никаких «миллионных» страховок за гибель своих сыновей в «первой Чеченской войне» никто из их родных не получал – законов, предусмотревших достойные размеры выплат, тогда просто не существовало.
Обратившись в фонд «Право Матери», Николай Зубарев получил подробную консультацию о своих настоящих правах и обратился в Управление пенсионного фонда по своему месту жительства о перерасчете ЕДВ, однако получил отказ, потому что его 19-летний сын погиб на пару недель позже, чем «нужно», по мнению, Пенсионного Фонда, который по дате 16 января 1995 года проводит разделение льготников на тех, кто получает ЕДВ повыше или пониже.
Совершенно очевидно, что никакого «разделения» по датам погибших на одной и той же войне (а ее единый период четко обозначен в Федеральном законе «О ветеранах») быть не должно. Любая дата с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. попадает в один и тот же отрезок боевых действий одного и того же «вооруженного конфликта».
Получив присланные отцом погибшего ветерана документы и циничный отказ, фонд «Право Матери» начал готовить исковое заявление, собирать необходимые документы. Главный юрист-аналитик Фонда «Право Матери» Татьяна Сладкова (готовившая иск), провела огромную подготовительную работу, после чего, в ноябре 2021 года, иск был направлен в Советский районный суд г. Красноярска. Однако суд, вместо того, чтобы приступить к рассмотрению дела, попытался его «отфутболить». Судья вынесла определение о возвращении нашего искового заявления, указав, что его якобы следует предъявить по месту нахождения обособленного подразделения (клиентской службы) ГУ-Отделения Пенсионного Фонда РФ в г. Минусинске. Фонд «Право Матери» не ошибается с подсудностью: ведь согласно выписке из ЕГРЮЛ, УПФР в г. Минусинске 1 октября 2021 г. прекратило деятельность в связи с присоединением к указанному в иске ответчику - ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю, которое является единственным юридическим лицом в структуре Пенсионного фонда РФ на территории Красноярского края. Согласно ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ истец может предъявить исковое заявление в суд по адресу нахождения филиала или представительства юридического лица, однако данная подсудность определяется выбором истца. Истец выбрал подсудность по месту нахождения юридического лица, такое право предоставлено ему Гражданским процессуальным кодексом РФ. Никто, в том числе судья, не имеет права вмешиваться в этот выбор. Нам пришлось пройти судебное обжалование в Красноярском областном суде 07 февраля 2022 года, а затем еще и в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции 15 июня 2022 года, чтобы доказать свою правоту и добиться принятия судьей дела к рассмотрению.
По существу дело начало рассматриваться лишь спустя год: с 04 октября 2022 года!
Интересы отца погибшего в суде представляла юрист Фонда «Право Матери» по социальным делам Надежда Кузина. Она изложила позицию фонда, потребовав признать право Николая Зубарева на ежемесячную денежную выплату в повышенном размере с 1 января 2005 года, обязав ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю назначить и пересчитать ее с этой даты, то есть, за все прошедшие 17 лет.
Пенсионный фонд в суде представляли сначала Мария Гребенская, а затем – Людмила Чернявская. Позиция их ведомства сводилась к уже озвученному тезису про то, что если сын Зубарева погиб 03 февраля 1995 года, а не 15 января, то отец «должен» получать ЕДВ в том размере, в каком назначено, а менять его статус и соответственно размер ЕДВ, у пенсионщиков «оснований нет».
Юрист фонда обратила внимание суда на то, что разграничение размера ЕДВ родителям погибших военнослужащих в зависимости от даты гибели военнослужащего в период одного и того же вооруженного конфликта, является не чем иным, как дискриминацией (по дате), а не дифференциацией (по категории) получателя, т.к. категория получателя одна и та же, независимо от даты гибели военнослужащего, - родитель погибшего в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике военнослужащего.
Заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, председательствующая по делу судья Ольга Заверуха вынесла решение: полностью удовлетворить иск Фонда «Право Матери». Отныне отец погибшего ветерана боевых действий будет получать ЕДВ в правильном, повышенном, размере, а кроме того Пенсионный фонд должен выплатить ему накопившуюся задолженность – более 350 тысяч рублей.
Благодаря работе Фонда «Право Матери» социальная справедливость восстановлена!
* * *
Проект “ Клиентоцентричность как залог повышения уровня социальной защиты и доступа к правосудию родителей и вдов погибших российских военнослужащих в условиях цифровизации и пандемии” реализуется фондом "Право Матери" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Однако, чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.
Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или на нашем сайте: https://mright.hro.org/help
Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.
Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.