Фонд «Право Матери» выиграл 26 тысяч евро в Европейском Суде по Правам Человека для матери погибшего матроса
Пресс-релиз №: 
02/2180
от: 
18/01/2022

СЕГОДНЯ 18 ЯНВАРЯ Фонд «Право Матери» выиграл очередное дело в Европейском суде по правам человека – по жалобе, поданной фондом еще в 2014 году в защиту прав матери погибшего матроса-срочника Екатерины Худорошко. Расскажем подробнее об этом направлении работы Фонда «Право Матери» и об истории, приведшей нас в Страсбург.

Являясь одной из старейших общественных благотворительных организаций России (дата официальной регистрации – 04 марта 1993 года), Фонд «Право Матери» - еще и пример организации высокопрофессиональной. Юристы фонда отстаивают права родителей погибших военнослужащих по всей России и сразу выигрывают более 80% всех своих дел. По оставшимся 20% дел, фонд, как правило, также добивается справедливости в судах вышестоящих инстанций внутри страны. И лишь по отдельным вопиющим случаям, когда все возможности действительно исчерпаны, а государство все равно осталось «глухо» к нарушениям прав семей погибших солдат, фонд вынужденно обращается с жалобами в Европейский суд по Правам Человека. И нам это не нравится.

Нам не нравится, что согласно отчету ЕСПЧ за 2020 год, больше всего дел Евросудом было рассмотрено по жалобам россиян. В абсолютных цифрах Россия занимает второе место по количеству поступивших жалоб после Турции. Не в этой области хотелось бы видеть лидерство нашей страны. Но, дав слово всеми силами защищать права матерей и вдов, мы не можем не использовать пусть такой сложный и неоднозначный правовой механизм, как Европейский суд по правам человека. Почему механизм неоднозначный по нашему мнению? Потому что наша задача – не красивый отчет о проделанной работе, где «золотой звездочкой» можно отмечать коммуницированые ЕСПЧ жалобы, а конкретное восстановление права конкретной семьи. ЕСПЧ же печально знаменит длительными сроками рассмотрения всех дел. Например, жалоба, поданная нами в защиту прав родителей Филипповых в 2009 году, после признания приемлемой и давно прошедшей коммуникациии, не рассмотрена до сих пор – спустя 13 лет мы все еще ожидаем по ней решения!..

Сергей Худорошко был призван на военную службу из Новосибирской области, а проходил ее в береговой охране на Камчатке, матросом. 28 апреля 2011 года Сергей был обнаружен в подвальном помещении в/ч без признаков жизни. Следствие установило, что еще 30 марта и 14 апреля в ходе телесных осмотров у Худорошко выявлялись телесные повреждения в виде множественных гематом подмышечной области и груди, а также ссадины на скулах. А затем обнаружилось, что еще раньше, в январе, старослужащий Ч-ов вымогал у Худорошко и второго матроса, Н., по 5000 (пять тысяч) рублей с каждого, угрожая применением физического насилия. Ребята написали домой родителям, и попросили выслать им деньги. Мама Сережи, Екатерина Ивановна, жила трудно и смогла выслать сыну только 1 (одну) тысячу… В феврале 2011 г. по доверенностям, оформленными его жертвами, Ч-ов, уйдя в самовольную отлучку, получил на почте денежные переводы за обоих. Но был очень недоволен «неполной» суммой от Худорошко. С этого момента Ч-ов регулярно напоминал Сергею о его «долге», избивая его…

Фонд «Право Матери», прежде чем обратиться в Евросуд, дважды (!) обжаловал судебный приговор по делу. Нам удалось добиться пяти лет лишения свободы для Ч-ова вместо трех (в первой версии приговор 35-го гарнизонного военного суда г. Петропавловска-Камчатского звучал именно так). Однако в компенсации морального вреда матери погибшего военный суд тогда несправедливо отказал. Что только ни делали юристы фонда «Право Матери», чтобы восстановить справедливость в российских судах. Но даже выигранная нами в Верховном суде РФ жалоба не стала «сигналом» для военного суда (куда вернули дело), что иск в пользу матери надо удовлетворять. «…Ч-ов по заданию командования не действовал, оснований к компенсации причиненного матери погибшего морального вреда за счет органов военного управления не имеется» написали судьи различных инстанций Михеев, Калешев, Белоусов, Шевченко, Лядов и сегодня Российская Федерация знает с кого спросить за позорный проигрыш в Страсбурге.

Не менее позорными были и возражения Правительства РФ за подписью уполномоченного РФ при ЕСПЧ, заместителя министра юстиции РФ Матюшкина на нашу жалобу, присланные в ЕСПЧ. Они фактически сводились к утверждению, что родители Сергея Худорошко сами виноваты в случившемся, цитируем: «Поскольку ни Худорошко С. А., ни его родственники не информировали командование воинской части о нарушении правил уставных взаимоотношений и не обращались с подобными жалобами в правоохранительные органы, власти Российской Федерации не могли предвидеть и, как следствие, предотвратить ситуацию, которая повлекла за собой столь трагические последствия…».

А на самом деле приговорами 35-го гарнизонного военного суда от 10.09.2012, 23.04.2013 года установлено, что в в/ч Сергея существовала давняя неуставная традиция «тянуть сотку», согласно которой военнослужащие более позднего срока призыва выполняют все требования военнослужащих более раннего срока призыва, а также к определенному сроку выплачивают соответствующему военнослужащему установленную им сумму денег.

Так как суть нашей жалобы, если изложить ее не юридическим, а человеческим языком, сводилась к тому, что сын Худорошко – жертва «дедовщины», а его мать - такая же жертва неэффективной государственной правовой защиты, - полезно упомянуть, ч т о  Российская Федерация представила в качестве «опровержений» своего бездействия в ЕСПЧ.

К возражениям Правительства была приложена толстая пачка судебных приговоров по другим уголовным делам, возбужденным по фактам неуставных отношений в дальневосточных и приморских войсковых частях за период с 2012 по 2016 годы. Чтение этих приговоров оставляет самое удручающее впечатление: в пачке истории про удаленные после травматического разрыва селезенки, травмы головы, переломы костей носа и лба со смещением костных отломков, колото-резаное слепое ранение груди слева, проникающее в левую плевральную полость, с повреждением левого легкого», нанесенное предметом, «которым мог быть колюще-режущий предмет изготовленный из ложки путем заточки ручки, с формированием на ней острого конца (острия) и двух краев (лезвий)».

Все приложенные приговоры – слабейшие по срокам наказания и суммам компенсации морального вреда. Удаленная селезенка, к примеру, – это 2-3 года колонии поселения и 150 тысяч морального вреда с осужденного. Удар заточкой с проникновением в левое легкое – два года колонии-поселения и 50 тысяч рублей.

На фоне этой судебной практики про разорвавшиеся от ударов селезенки, отбитые почки, головы, сломанные кости и пронзенные заточками легкие, вопиюще выглядят перечисленные Правительством в возражениях «эффективные меры», принимаемые для предотвращения самоубийств военнослужащих, например, цитата: «В казармах, общежитиях, караульных помещениях имеются уголки психологической разгрузки и иные элементы оборудования, способствующие снятию психологической напряженности»…

Стоит ли удивляться, что Европейский Суд по Правам Человека удовлетворил нашу жалобу? Нет, ведь нам активно помогало Правительство РФ.

В жалобе Фонда «Право Матери» в Европейский суд по правам человека по делу Худорошко (жалоба подготовлена ведущим юристом фонда «Право Матери» Татьяной Сладковой), мы просили ЕСПЧ признать нарушение статей 2 («право на жизнь») и 13 («отсутствие эффективных средств правовой защиты, в связи с нарушением статьи 2) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд признал жалобу фонда «Право Матери» обоснованной по обеим статьям и присудил СЕГОДНЯ Екатерине Худорошко компенсацию морального вреда в размере 26.000 евро. Российская Федерация должна выплатить матери эти деньги в течение трех месяцев.

Из этих денег фонд «Право Матери» не получит ни копейки. А Екатерине Ивановне они очень пригодятся, ведь несчастная мать стоит на бирже труда и не имеет ни работы, ни сына, который мог бы ее поддержать. Хорошо, что есть фонд «Право Матери» - последняя надежда для многих и многих семей погибших российских солдат.

*      *      *


Проект “Борьба с бедностью через механизмы судебной защиты социальных прав и доступа к правосудию для членов семей погибших российских военнослужащих в условиях пандемии и судебной реформы” реализуется фондом "Право Матери" с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Однако, чтобы продолжать бесплатно помогать всем семьям погибших военнослужащих, нам нужна Ваша активная поддержка.

Подписывайтесь на ежемесячные пожертвования в пользу Фонда в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или на нашем сайте: https://mright.hro.org/help

Когда мы просим Вас сделать благотворительное пожертвование "на уставную деятельность Фонда" - мы просим у Вас возможности добиться справедливости.

Мы не берём с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.