Полгода назад, рассказывая о войсковой части N 69647, в которой в 2010-2011 годах Фондом «Право Матери» было зафиксировано сразу несколько случаев гибели солдат, мы впервые упомянули про Антона Шабунина. Этот паренек из Кировской области обратился к нам в отчаянной ситуации. Его первое письмо в Фонд было таким: «Обращаюсь к вам я, Шабунин Антон..., 1991 года рождения. Мой папа умер в 1999 году, мама умерла в 2009 году, а мой единственный брат 24 июня 2010 года погиб в армии в Бурятии в в/ч 69647. С госпиталя до Кирова тело брата доставили, а от Кирова до нашей деревни, со слов зам. главы администрации доставили за личные деньги их работника. С меня требуют 5 тысяч рублей. Что я могу сказать этим людям? (...) В армию меня не взяли по состоянию здоровья. Образования пока нет и поэтому устроиться на работу сложно. За работу, на которую меня все-таки взяли в декабре 2010 года, платят очень мало, не хватает даже на питание, а в доме нет ни вещей, ни белья, одежды, обуви. Ремонт квартиры сделан еще при жизни папы, а это лет 15 назад. Не на что заготовить дров, топлю, чем придется». Позвонив Антону, мы обнаружили, что кроме всех описанных им в письме проблем, есть еще одна - у него сильнейшее заикание, которое ограничивает для него выбор работы и создает затруднения в ситуациях общения с людьми, особенно - с чиновниками различных инстанций. Нас поразило, что Антон действительно оказался один на один с трудными жизненными обстоятельствами. Ему не то, что некого было попросить о помощи. Ему не с кем было даже посоветоваться.
Цитируя письмо Антона в том июньском пресс-релизе, конечно, мы надеялись что-то изменить. Прежде всего, мы ожидали, что проявятся неравнодушные люди из Кировской области, живущие где-то неподалеку от Антона и имеющие возможность помочь ему: поделятся продуктами и вещами, например. Поддержат советом. Нам показалось удивительным, что Кировская область в ответ на отчаянное письмо своего земляка промолчала: оттуда не пришло ни одного отклика. Зато откликнулись неравнодушные люди из других регионов. Сначала нам написала Светлана из г. Рязани. Перечислив на счет Фонда 8 тысяч рублей для оказания помощи Антону (этих денег хватило, чтобы закрыть его долги по оплате коммунальных услуг), она звонила, чтобы спросить: можно ли еще что-то сделать для парня? Учительница по профессии, Светлана горячо поддержала идею Фонда: «Антону, конечно, надо учиться. Куда он без образования?» Но как реализовать эту идею? Чтобы учиться, Антону нужно переехать из деревни в Киров, поступить в учебное заведение... Нужна крыша над головой, за которую придется платить. Нужна возможность наряду с обучением работать, иначе с его доходом в виде пенсии по случаю потери кормильца, не прожить. Сам Антон на наши вопросы отвечал: «Да, очень хочу получить образование. Мечтаю стать программистом. Но ведь это для меня невозможно, денег нет». Мы понимали, что денег и не будет, пока не будет хорошего образования и работы...
Наверное, если у человека есть мечта, она должна исполниться. Вслед за Светланой откликнулся москвич Сергей Дмитриевич. Он прислал на счет Фонда 60 тысяч рублей для оказания помощи Антону Шабунину. Поговорив с Антоном на предмет его готовности к серьезным переменам в жизни и связанным с этим трудностями, мы нашли в Кирове колледж, провели переговоры, попросив сделать Антону скидку, заключили договор, и оплатили ему обучение в Вятском колледже управления и новых технологий: пожертвования Сергея Дмитриевича теперь как раз хватило ровно на три года обучения. С началом учебного года Антон переехал в Киров и приступил к учебе. Не без трудностей и проблем, но жизнь сироты стала налаживаться.
И вдруг, в конце октября Антон написал нам, что на него наложили штраф в полторы тысячи рублей: он поехал в УФМС своего района, чтобы поменять паспорт (ему недавно исполнилось 20 лет), а ему вместо паспорта вручили постановление об административном правонарушении и наказании в виде штрафа: Антон не знал, что паспорт нужно менять в течение 30 дней с момента достижения возраста 20-ти лет, никто ему этой информации не сообщал. На тот момент единственным источником дохода у Антона была пенсия по случаю потери кормильца в 4 тысячи рублей. Расходы: 1,5 тысячи - плата за общежитие. 500 рублей - проездной билет. На жизнь (еду, одежду, книги для учебы) остается всего 2 тысячи рублей в месяц. Антон жил впроголодь и искал подработку. И тут на него свалился этот штраф - в 1500 рублей. Для другого человека, может, и ерунда, а Антону просто есть будет нечего, если он штраф заплатит.
Мы звоним в районное УФМС и спрашиваем, зачем Вы так поступили - оштрафовали сироту? А нам отвечают: извините, мы не знали, он нам ничего не сказал. Мы: Вы не видите, кто к Вам пришел? Парень бедно одет, заикается и толком не может Вам ничего сказать? А нам отвечают: у нас много работы, не заметили... Написали ходатайство повыше - в область. Звоним в областное УФМС, а секретарь говорит: «Наш начальник велел мне подготовить отказной ответ по вашему парню. Мне его, конечно, жалко, но я ничего не могу поделать».
Мы звоним начальнику общежития, а он говорит: «Извините, не могу дать ему скидку, наше общежитие - от другого учебного заведения, Антону скидка не положена». И общий рефрен: «Мы не увидели. Мы не услышали. Он - не наш».
В конце-концов всем этим людям нам пришлось сказать: «Почему-то незнакомые с Антоном Светлана из Рязани и Сергей из Москвы посчитали, что парню надо помочь встать на ноги. Почему-то им не пришло в голову сказать: «Парень - не наш». Благодаря всего лишь двум конкретным людям, Антон учится и получит в итоге специальность, о которой мечтал. А государство в лице различных чиновников не только не помогает этому парню, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, а все время требует с него денег. Доставка тела брата, долги по ЖКХ, накопившиеся в то время, когда Антон был еще ребенком, штраф за паспорт...».
Удивительно, но добрые примеры убедили: Антону отменили штраф. Начальник общежития, правда, так и не смог предоставить ему скидку, но зато по нашей просьбе дал Антону подработку. Вот как об этом написал нам Антон в своем недавнем письме: «Надо каждое утро (кроме выходных и праздничных дней) прогребать от снега два крыльца. У столовой колледжа. Очень близко. 1000 рублей в месяц. Меня устроило. Начинаю с завтрашнего дня работать».
И дело даже не в деньгах. Дело в представлении, которое на собственном опыте формируется у нашего подопечного Антона о том, как выглядит мир вокруг него, о том, в каком обществе ему предстоит жить и работать. Не хотелось бы, чтобы он думал про этот мир, про наше общество плохо. Люди лучше, чем иногда сами о себе думают.
С Новым годом! С Рождеством!
Сделать пожертвование можно здесь