Семьям погибших подводников АПЛ "Курск"

АПЛ "Курск". Коротко о том, что нам удалось сделать.

А. Человеческий аспект:

  • Август 2000 г. Соболезнования.

Уже 29 августа 2000 года Фонд "Право Матери" рассылает всем родителям погибших подводников выдержки из писем, пришедших для них на адрес Фонда от людей со всего мира. Жители США и Аргентины, Индии и Дании переживают трагедию "Курска" как свою. Пишут моряки-подводники, пишут участники второй мировой войны, домохозяйки и молодые люди, пишут слова, которые очень уместно повторить нам сегодня: "...мы следим за попытками спасения лодки, и как и Вы, мы верим в чудо...", "мы все время думаем о вас, наши мольбы с вами в это трудное время...", "...я бывший моряк, и действительно верю, что люди, служившие смело и честно на "Курске", в их последний момент знали, что их будут помнить не только их семьи, но и моряки всего мира...", "как участник Датского сопротивления я испытываю глубокую скорбь по внукам российских солдат, победивших Гитлера, погибших сегодня...", "...мужчины, запертые на "Курске" были великими людьми, я восхищаюсь ими...", "очень стыдно, что в мирное время случилась такая трагедия...", "...мы сожалеем, что Ваши моряки стали жертвами этой огромной трагедии, но мы также знаем, что они - герои и попадут в рай...", "...Вы можете быть уверены, что Ваши близкие сейчас вкушают пищу за столом с Господом. Я надеюсь, что Вы утешитесь хотя бы немного мыслью, что все они - в раю..."

  • Август 2000 г. Сбор пожертвований.

Родственники погибших, в одночасье оказались без своих кормильцев. Матери - без сыновей, жены - без мужей, дети - без отцов. Вся страна, да и весь мир, на одном дыхании решили поддержать несчастных не только морально, но и финансово.                                

Как только были объявлены специальные счета, на которые можно было переводить пожертвования для семей подводников, к нам начали обращаться люди, желавшие доверить свои небольшие деньги именно общественной правозащитной организации - потому, что они не доверяли честности государства, и опасались, что их пожертвования не дойдут до адресатов. История со спецсчетом Северного Флота "Нахимовский", случившаяся впоследствии лишний раз доказала, как правы были эти люди.

Итак, начался альтернативный сбор средств. В результате, именно "наши" полторы-две тысячи рублей - стали теми первыми деньгами, которые все родители погибших получили незамедлительно на свои сберкнижки.

Б. Правозащитный аспект:

  • Сентябрь 2000 г. Требование о признании потерпевшими.

Нам было ясно: благодаря общественному негодованию можно надеяться на то, что семьи погибших подводников, может быть быстрее, чем это происходит обычно, получат какие-то социальные выплаты, положенные семьям погибших по закону. Вероятно, в виде "отступного" за свое малодушное и лживое поведение в первые дни трагедии, руководство страны постарается решить самый больной вопрос всех россиян: квартирный. Но вот в том, что касалось обеспечения ПРАВ семей погибших знать правду о гибели лодки, участвовать в процессе расследования, наконец, требовать наказания виновных - можно было сильно сомневаться. И, к сожалению, жизнь подтвердила наши опасения.

Осенью 2000 г. мы обратились к родителям с предложением добиваться от прокуратуры признания их статуса в уголовном деле как "потерпевших", так как без этого статуса, закрытие уголовного дела, например, по одной из "удобных" властям и военным формулировок, означало бы для них, практически полную потерю шансов наказать виновных; и помогли им оформить соответствующие заявления.

Ответы, полученные в 2001 г. родителями, были стандартны. В них ГВП фактически отказывалась признать родителей подводников потерпевшими, так как, по словам заместителя начальника следственного управления Главной Военной Прокуратуры, куда переправили заявления родителей, А. А. Майорова, лицо может быть признано потерпевшим только после установления факта преступления. Однако факт преступления устанавливается только судом, а значит в случае с лодкой "Курск" до вступления в силу приговора суда потерпевших по этому делу не будет.

Такая логика прокуратуры делала бессмысленными около половины статей Уголовно-процессуального кодекса, посвященных правам потерпевшего на досудебных стадиях, то есть семьи погибших практически лишаются права на ознакомление с материалами уголовного дела, (чего, по-видимому и хотела Генеральная Прокуратура в лице ГВП.)

От отчаяния родители погибших в 9-ом отсеке матросов обратились к Президенту.

Мы настаивали на том, что существует правовая возможность обжалования подобных лицемерных ответов следственных органов (вежливых по форме, но вполне определенных по сути) в суд. Объясняли, что обращение к Президенту - это просьба, но все родственники имеют законные и конкретные права, которые можно и нужно отстаивать всем вместе по закону.

На пресс-конференции Фонда "Право Матери" 22 февраля 2001 г. мать погибшего подводника - Надежда Тылик призвала всех родителей погибших поддержать идею Фонда и не бояться бороться за свои права, как не боялись их дети, мужья и братья, до последнего вздоха бороться за свою лодку, за своих товарищей...

  • Март 2002 г. Московский гарнизонный военный суд.

22 марта 2002 г. Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу, поданную Фондом "Право Матери" от имени матери погибшего подводника с АПРК "Курск" Валентины Михайловны Козыревой.

Отказ Главной военной прокуратуры в признании Козыревой (равно как и других родственников) потерпевшей в деле о гибели "Курска", за подписью А.А. Майорова, который мы обжаловали был ПРИЗНАН судом НЕЗАКОННЫМ. Аналогичное решение было вынесено тем же судом по жалобе матери другого подводника - Веры Николаевны Цымбал, которая также откликнулась на предложение нашего Фонда.

Решение по двум конкретным жалобам повлекло за собой автоматическое признание потерпевшими всех родственников подводников, которые к тому времени уже обратились с заявлениями, или стали обращаться с ними позднее.

  • Июнь 2002 г. Реутовский городской суд.

К маю 2002 г. Фонд "Право Матери" являлся официальным представителем интересов уже более пятидесяти семей погибших. За это время, все эти люди стали нам по-настоящему близкими и родными. Все их проблемы становились нашими. Приходилось и приходится до сих бороться не только с прокурорами, но и с обычными недобросовестными чиновниками, которые препятствуют родственникам погибших, например, в пользовании положенными им льготами (в частности, так произошло с вдовами погибших Ольгой Жоржевной Чернышовой и Ириной Валерьевной Рудаковой и многими другими), что лишний раз развеивает миф о "100%-тной заботе и понимании", которой государство якобы окружает эти семьи.

Другим, и наверное, самым большим мифом, которым были окружены эти семьи, был миф об огромных суммах матпомощи, полученных ими с открытых еще в первые августовские дни 2000 года, счетах. На деле же оказалось, что и в этом случае государство - в лице Северного Флота - решило распорядиться тем, что ему не принадлежало. Проще говоря - семьи не получили всех перечисленных им пожертвований.

20 мая 2002 г. от имени четырех жен и матерей погибших подводников Фондом была подана жалоба на решения совместной комиссии Северного флота по распределению пожертвований, поступивших на спецсчета в адрес семей военнослужащих АПРК "Курск". Ее рассматривал Реутовский городской суд.

Родственники подводников представили в Фонд "Право Матери" телеграмму за подписью заместителя командующего Северным Флотом В. Доброскоченко, в которой написано: "1. Денежные средства, поступившие на специальный счет... в целях оказания материальной помощи членам семей экипажа АПРК "Курск" не распределять. (...) 3. Обратиться к комиссии по оказанию помощи семьям экипажа АПРК "Курск" при Губернаторе Мурманской области с предложением о выделении средств Северному Флоту на проведение мероприятий памяти и о принятии аналогичных решений по распределению средств, находящихся на счете управления делами Губернатора области". Данное решение являлось НЕЗАКОННЫМ, что мы и доказали в суде. Суд полностью согласился с доводами юриста Фонда и определил: жалобу удовлетворить; признать решение о "замораживании" счетов - незаконным, обязать Северный Флот произвести все выплаты в 10-дневный срокПосмотреть видеосюжет об этом.


Мы помогли