Законотворческая деятельность, работа с государственными органами власти

Защищать права родителей погибших невозможно без соответствующей законодательной базы. К сожалению, большинство российских законов тем или иным образом дискриминируют семьи погибших военнослужащих. Поэтому Фонд постоянно ведет работу по внесению тех или иных дополнений, изменений в законы Российской Федерации, выступает с законодательными инициативами, а также работает с другими заинтересованными государс-твенными организациями.

В 2003 г. Фонд продолжал начатую ранее работу над поправками в ст. 45 нового УПК о том, чтобы представителями потерпевшего по уголовным делам могли быть не только адвокаты, но и юристы - не члены адвокатских коллегий, сотрудники общественных организаций. Свои предложения Фонд согласовал с Уполномоченным по правам человека О. О. Мироновым и Председателем Комитета ГД по делам общественных объединений В. И. Зоркальцевым. Оба согласились с позицией Фонда по этому вопросу.

Затем мы направили свои предложения депутату Е. Б. Мизулиной, руководителю рабочей группы по внесению поправок в УПК РФ Комитета по законодательству РФ.

После рассмотрения материалов, предоставленных Фондом, согласно которым ст. 45 нового УПК нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на получение бесплатной юридической помощи, Уполномоченный по правам человека в РФ О. О. Миронов направил в Конституционный Суд РФ обращение в котором предложил признать данное положение УПК РФ неконституционными, нарушающими права и свободы человека и гражданина.

Параллельно с этим Фонд вел практическую деятельность по апробированию способов допуска юристов-неадвокатов в уголовный процесс в качестве представителей потерпевшего через получение соответствующих решений мировых судей. За 2003 г. удалось таким образом получить решения мировых судей из Новоорского района Оренбургской области, Октябрьского района г. Рязани, г. Камышина Саратовской области, г. Буденновска Ставропольского края, г. Учалы (Башкортостан) по делам Т.А. Ждановой, Л.А. Стяжковой, А.Н. Кошелева, С.И. Савина, И.Х. Равиловой.

5 декабря 2003 г. Конституционный Суд РФ вынес определение за N 447-О, в котором поддержал нашу позицию по этому вопросу. В нем, в частности, говорится что "...конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката. Соответственно, право потерпевшего на получение юридической помощи не может влечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества... Лишение этих лиц права обратиться за юридической помощью к тому, кто, по их мнению, вполне способен оказать квалифицированную юридическую помощь, фактически приводило бы к ограничению свободы выбора, к понуждению использовать вопреки собственной воле только один, определенный способ защиты своих интересов и противоречило бы статье 52 Конституции Российской Федерации."