СЕГОДНЯ, 07 АПРЕЛЯ суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры рассмотрел кассационную жалобу, поданную представителями Министерства Финансов РФ на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, вынесенное в пользу матери погибшего военнослужащего Тихон Татьяны Владимировны. Своего сына Антона она воспитала одна. Антон очень хотел служить. Будучи призванным 5 июня 1998 года, Антон Тихон (1979 г. р.) сделал все для того, чтобы попасть в спецназ, и так оказался в в/ч 6761 (15-й отряд специального назначения СКО ВВ МВД РФ, известный как "армавирский спецназ"). 5 сентября 1999 года Антон в составе части был направлен в Дагестан, его часть вошла в состав объединенной группировки войск на Северном Кавказе, командующим которой являлся генерал-полковник Казанцев В.Г., должность заместителя по внутренним войскам занимал генерал-майор Черкашенко Н.А. 8 сентября 1999 года Казанцев отдал Черкашенко приказ разработать план операции по захвату господствующей высоты 715,3 силами отряда "армавирского спецназа", 9 сентября 1999 года Черкашенко представил разработанный план на утверждение Казанцеву, поясняя, что все отданные распоряжения выполнены. При этом Черкашенко знал, что аккумуляторы средств связи заряжены не полностью, а закрытых средств связи у отряда нет.
10 сентября отряд в соответствии с планом занял высоту и начал вести бой с превосходящими силами противника, неся при этом потери. Командир отряда майор Яшин доложил обстановку. Генерал Черкашенко в ответ приказал майору Яшину оставить высоту и отходить. Тем самым генерал Черкашенко в нарушение Боевого Устава Сухопутных войск и Наставления по службе оперативных штабов, не владея в полном объеме сложившейся на высоте ситуацией, ложно понимая крайнюю необходимость, изменил порядок проведения всей операции. При отходе с высоты отряд разделился на две группы, и тут недозаряженные аккумуляторы средств связи у спецназовцев "сели", связь с отрядом была полностью потеряна. Таким образом, спецназовцы не могли сообщить, что при отходе с высоты их отряд встретил ожесточенное сопротивление боевиков и залег на склонах высоты, ожидая благоприятного момента для выхода из окружения. Генерал же Черкашенко предположил, что по расчетному времени отряд уже вышел к подножию высоты. Попытками проверить это себя никто не затруднил. Согласно "плану" по склонам, на которых залегли спецназовцы, стали наноситься ракетно-бомбовые удары российской штурмовой авиации... В результате 9 спецназовцев погибло на склонах высоты, 23 человека получили контузии. Среди погибших был Антон Тихон. О его гибели известили мужа Татьяны Владимировны, с которым она давным-давно была в разводе. Тот позвонил ей 17 сентября 1999 года ночью и спросил: "Где будем хоронить сына?" ...
Фонд "Право Матери" подал от имени матери погибшего исковое заявление о компенсации морального вреда, потребовав, чтобы Министерство Финансов (за счет Казны РФ) ответило рублем за виновные действия должностного лица Министерства Обороны РФ. 15 января 2009 года мы выиграли это дело в суде первой инстанции (в соответствии с решением ответчик должен выплатить матери погибшего 1 миллион рублей), однако Минфин подал кассационную жалобу на это решение суда.
Излагать аморальные доводы Минфина нет ни малейшего интереса: они не блещут глубиной юридической мысли, а лейтмотив кассжалобы один: очень денег жалко! Хорошо, что судебной коллегии суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры жалко было, как и нам, другого - погибшего мальчика, несчастную мать, их убитое будущее, и нашу Россию - где солдаты становятся жертвами генералов. В удовлетворении жалобы ответчикам было отказано. Решение о компенсации Татьяне Тихон морального вреда в сумме одного миллиона рублей вступило в законную силу.









