СЕГОДНЯ, 31 июля 2014 года Владикавказский гарнизонный военный суд вынес приговор по первому уголовному делу о гибели в армии в в/ч 66431 Леонида Леонидова (*фамилия, имя погибшего изменены по просьбе его матери), интересы родителей которого в процессе представляла юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Приговор вынес и огласил судья Сергей Горелов. Суд счел возможным назначить каждому обвиняемому наказание «ниже низшего» за активное сотрудничество со следствием.
Антонов получил 2,5 года лишения свободы общего режима.
Салтыков получил 3 года лишения свободы общего режима.
Статьи обвинения, по которым признан виновным Антонов: ч. 5 ст. 33 УК РФ (пособничество в совершении преступления), п. п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, с причинением тяжких последствий), п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж).
Статьи обвинения, по которым признан виновным Салтыков: ч. 3 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, повлекшее тяжкие последствия), ч. 5 ст. 33 УК РФ (пособничество в совершении преступления), п.п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, с причинением тяжких последствий), ч. 1 ст. 163 УК РФ (вымогательство).
За весь этот набор статей, за многомесячные издевательства над человеком, Антонов и Салтыков, молодые, здоровые негодяи, будут изолированы от общества, т.е. от нас с вами, на три года, по истечении этого срока мы будем ходить с ними по одним улицам, так решил Владикавказский гарнизонный военный суд.
В прениях сторон прокурор Алексей Балахнин попросил для Антонова 4,5 года лишения свободы, а для Салтыкова – 4 года лишения свободы. Адвокат подсудимых Роматов просил об условном наказании для подсудимых. Юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина просила приговорить каждого подсудимого к максимальному наказанию по предъявленному им обвинению (разумеется, без учета их соглашения со следствием), т.е. – к 15 годам лишения свободы. Мать погибшего заявила, что тоже просит о 15 годах лишения свободы для каждого обвиняемого. «Если бы можно было попросить их расстрелять, я бы попросила расстрел» - сказала Елена Леонидова. Отец погибшего также попросил о максимальном наказании для подсудимых, т.е. – о 15 годах лишения свободы для «этих мразей».
Государственное обвинение ходатайствовало о проведении судебного процесса над Антоновым и Салтыковым в особом порядке – без вызова свидетелей и с гарантированным щадящим наказанием – за то, что прокуратура заключила с ними досудебное соглашение о сотрудничестве. Собственно, сегодня в суде и происходило разбирательство в том самом «особом порядке», против которого в прошлом заседании 24 июля 2014 года, заливаясь слезами, возражала мама погибшего мальчика (см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 47/1622 от 25 июля 2014 г.). В сегодняшнем судебном заседании матери погибшего оставалось лишь молча наблюдать за происходящим и плакать, т.к. возможности спросить о чем-либо свидетелей (которых не вызывают в процесс при «особом порядке») ее лишили. Сначала ее лишили сына, а потом – возможности спрашивать…
Когда зачитывалось обвинительное заключение (документ, в котором описываются все эпизоды издевательств над Леонидом), матери погибшего стало плохо – она буквально задыхалась от слез, и юрист Фонда «Право Матери» попросила сделать перерыв, чтобы оказать помощь нашей подопечной. Собственно, за особый порядок потерпевшие по такой категории дел, по нашим наблюдениям, расплачиваются последними остатками здоровья и нервов, но сторонами соглашения это не принимается во внимание…
Судебный процесс из-за особого порядка прошел стремительно – за пару часов, большую часть этого времени в суде зачитывались документы – обвинительное заключение, весь пакет документов по соглашению следствия с негодяями, представление прокурора, и т.п. Когда зачитали положительные характеристики на обоих обвиняемых из учебных войсковых частей (в них, в частности, сказано: «Уставы ВС РФ знает хорошо и постоянно руководствуется или в повседневной служебной деятельности»), юрист Фонда «Право Матери» возразила – большинство свидетелей по делу охарактеризовали подсудимых отрицательно.
Из материалов дела: «Антонова охарактеризовать могу как ..., довольно грубого человека общении с сослуживцами, склонного уклониться от поставленной задачи, либо переложить ее выполнение на других лиц», «Салтыкова могу охарактеризовать как довольно скрытного», «О мировоззрении Ка*анова можно сказать, что оно было аналогичным мировоззрению Антонова и Салтыкова, т.е. это «уголовная романтика».
В слова о раскаянии, произнесенные подсудимыми, родители погибшего Леонида Леонидова не поверили. На это они отвечали: «Верните нам сына».
История дела:
Леонид Леонидов был призван в армию 26 ноября 2012 года, с 29 апреля 2013 года проходил военную службу в войсковой части полевая почта N 66431 в Южной Осетии. 31 августа 2013 года он погиб. Сначала его маме Елене Леонидовой (*фамилия, имя матери изменены по ее просьбе) сообщили, что ее сын якобы покончил с собой. Затем выяснилось, что ее сына толкнули на этот шаг действия военнослужащих Антонова, Салтыкова и Ка*анова (младший сержант Ка*анов являлся непосредственным командиром Леонидова по должности и званию). Из материалов дела следует, что в течение нескольких месяцев эта троица издевалась над Леонидовым (унижали и били на глазах других военнослужащих, а также отобрали деньги и мобильный телефон), а в ночь с 30 на 31 августа Ка*анов изнасиловал Леонида. Через два часа после этого Леонид Леонидов был обнаружен в петле мертвым.
Все кто знал Леонида, сильно удивились известию о его гибели в армии. Никто не мог представить, что у него – такого спокойного, сдержанного парня – мог быть с кем-то конфликт, его невозможно было вывести из себя. В школе, где он учился, сформировали два класса – «сильный» и «слабый», Леонид, так как учился хорошо, попал в «сильный» класс, «хотя мы абсолютно простые люди» - говорит его мама, Елена Леонидова. Его друзьями-одноклассниками стали дети местной интеллигенции – учителей, врачей. В свободное время он, как и многие мальчишки, рыбачил и играл в футбол. Любимым предметом в школе была математика, а после школы в сентябре 2012 года Леонид поступил в техникум железнодорожного транспорта, чтобы выучиться на помощника машиниста. «Я хочу увидеть мир» - так он объяснил родителям свой выбор профессии. Ему всегда нравились их семейные путешествия, правда куда-то выезжать семье удавалось нечасто. Проучившись в техникуме 2,5 месяца, Леонид попал в армию…
25 августа 2013 года во время последнего телефонного разговора с матерью, Леонид сказал, что вернется из армии, продолжит обучение в техникуме и одновременно поступит в железнодорожный институт на заочное отделение. Он планировал по пути из части домой заскочить к своему другу Димке, живущему недалеко от его места службы, в Краснодарском крае. «Я домой в военной форме не поеду, - сказал Леонид. – Куплю себе гражданскую одежду». На его похороны пришли все друзья, все одноклассники по школе, вся группа из техникума. В случившееся никто не мог поверить…
Сейчас, уже после гибели сына, его матери вспоминается: когда Леонид учился в начальной школе, он прибежал домой после какого-то мероприятия, что-то вроде «урока патриотизма», и с загадочным видом спросил маму:
– Мам, а ты знаешь, что такое «смысл жизни»?
– Это то, ради чего человек живет, - ответила Елена сыну.
– Мам, а ты ради чего живешь? Какой у тебя смысл жизни? – спросил Леонид.
– Вы, мои дети, – мой смысл жизни, - ответила Елена. А Леонид сначала очень удивился, видимо, потому что ответ матери совсем не совпадал с тем, что им рассказывали в школе, а потом – обрадовался: «Значит, я – твой смысл жизни, да?». Елена до сих пор удивляется – оказывается, сын запомнил этот разговор навсегда. Уже будучи взрослым, накануне ухода в армию он ей напомнил: «Ведь я – твой смысл жизни, да, мам?..».
Фонд «Право Матери» обязательно обжалует сегодняшний приговор судьи Горелова.
Следите за пресс-релизами Фонда!
* * *
С февраля 2014 г. по сентябрь 2014 года Фонд «Право Матери» работает по проекту, частично поддержанному в рамках грантового конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 N 348-рп».
Вы тоже можете поддержать нашу работу: http://mright.hro.org/help